К Р Е С Т Крест

У меня есть два варианта происхождения, и оба за сутью верны:

Научная версия            |           Крест и Огнь (Слово о Кресте)


Научная версия: Если скрестить обе линии - вертикальную, которая объединяет верхний и нижний миры, и женскую горизонтальную, которая представляет земную поверхность и водную гладь, то мы получим самую простую картинку, которая только есть в мире. Перед нами возникнет изображение четырехкратия, которое всегда означало материальный мир - вещность. Это наша земля с четырьмя сторонами света, образованная четырьмя стихиями. Еще в дохристианской символике крест был и символом страдания, ведь корень всех бед - реальность мира, с которой приходится считаться. В византийской и православной русской церкви и их основных сектах стараются, по возможности, не показывать распятого Христа, ведь он указывал нам веселиться и превозмогать муки земных страданий. В различных видах креста часто можно усмотреть попытку художников еще более явственно представить его как инструмент пыток. Мистики и фольклорные источники нередко декорируют крест цветами и листьями, трансформируя его таким образом из символа страдания в ствол древа жизни, в олицетворение вечного роста, весны, пасхального воскресения. [bdgs]

Крест. Символ жертвы Христа и - в более общем смысле - христианской религии. После признания христианства Константином Великим и еще более с V века крест стал изображаться на саркофагах, светильниках, шкатулках и других предметах, заменяя ХР-МОНОГРАММУ, до того времени бывшую отличительной эмблемой раннего христианства. В средневековье его употребление еще более расширилось. Он стал символом власти Церкви, использовался рыцарскими орденами, включался в изображения гербов и помещался на знаменах. Общий план церквей повторял его рисунок. Он приобрел несколько форм: Хорошо известный латинский крест (согласно Августину, на таком кресте был распят Христос); греческий крест; Андреевский крест (см. АНДРЕЙ); тау-крест (по форме похожий на букву Т), известный в Древнем Египте и прочно ассоциирующийся с АНТОНИЕМ ВЕЛИКИМ). Крест имеет много декоративных вариантов этих основных типов, когда он используется в церковном орнаменте (часто в сочетании с надписями и символическими предметами). По традиции считается, что мета, которую делали на дверных косяках накануне еврейской ПАСХИ (МОИСЕЙ,6), была may-крестом. (См. также РАСПЯТИЕ ХРИСТА, 1.) Добавление titulus [лат. - "титул", или надпись) над поперечным брусом латинского креста привело к появлению двойного креста, так называемого лорреновским. Этот крест должно было нести перед патриархами (епископами пяти главных престолов средневекового христианского мира). Крест с тремя поперечинами - исключительная принадлежность папы. ГРИГОРИИ ВЕЛИКИЙ и СИЛЬВЕСТР, хотя они были папами, имеют двойной крест, по которому их можно идентифицировать. Крест (порой с потиром) является атрибутом персонифицированной ВЕРЫ; в таком случае он может лежать на книге (на Библии).

Атрибут святых. Расцветший крест - АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО. Вместе с инструментами Страстей - БЕРНАРДА. С потиром - БОНАВЕНТУРЫ. С лилией - ЕКАТЕРИНЫ СИЕНСКОЙ. С дароносицей - КЛАРЫ. Со свитком - пророку ИЕРЕМИИ. С пальмовой ветвью великомученицы - МАРГАРИТЫ АНТИОХИЙСКОЙ. С пилой - СИМОНА ЗИЛОТА. Крест, венчающий гранат, - ИОАННА БОЖИЕГО (Хуана де Диос). Крест, предназначенный для несения в процессии, идентифицирует несущего его диакона как ЛАВРЕНТИЯ; с тремя поперечинами или перевернутый наоборот латинский крест - ПЕТРА, апостола. Епископский крест (возможно, тау -крест) - принадлежность ФИЛИППА, апостола; сделанный из тростника - ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ. Иногда крест является атрибутом Гелиспонтийской, Фригийской и Кимерийской СИВИЛЛ.

Два горящих жезла, перекрещенные наподобие Андреевского креста, были эмблемой {impresa) Пьеро Медичи (1471-1503) (с девизом "In viridi teneras exurit medulas" [лат. - "В юности любовь обжигает до глубины души"]).

Повествовательные сцены. Крест несет Христос в сцене ПУТЬ НА ГОЛГОФУ; по дороге в Рим, когда его встретил ПЕТР, апостол (15); в видении ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО (5): КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ держит император Ираклий, когда едет на осле или лошади в Иерусалим; Крест Господень (один из трех крестов) воскрешает умершего (КРЕСТ, ИСТОРИЯ К.Г.). Крест Господень, несомый ангелами, является в видении ЕЛЕНЕ. Фигуру креста образуют две палки, которые держат над головой Христа (КОРОНОВАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ); два полена, которые держит вдова из Сарепты (ИЛИЯ, 2); две скрещенные руки Иакова, благословляющего своих внуков (ИОСИФ, 5).

Культ Младенца Христа в эпоху Контрреформации выразился в большом количестве сюжетов, изображающих Младенца в отношении к кресту, поскольку это было предвосхищением его смерти. В живописи XVII века он изображается на коленях Девы Марии, тянущимся к кресту, который несут ангелы, или к кресту, который держит Иоанн Креститель. Обычный сюжет этого периода, особенно в Италии, демонстрирует Младенца, спящего на кресте.

Крест Господень [Святой Крест], История К. Г. Средневековая легенда, существующая во многих вариантах; она прослеживает историю креста Христа от Райского сада до эпохи императора Ираклия, жившего в VII веке.

1. Ветвь Древа познания добра и зла. Адам, будучи изгнанным из Рая, взял с собой ветвь Древа познания добра и зла. Она передавалась от поколения к поколению и в назначенное время стала тем столбом, на который Моисей вознес медного змея, - устоявшийся прообраз Распятия Христа (см. МОИСЕЙ, 12).

2. Царица Савская поклоняется дереву. Дерево оказалось в Иерусалиме, где служило мостом через водный поток. Царица Савская во время своего посещения СОЛОМОНА (2) преклонила перед деревом колени, и поклонялась ему - что этому надлежит произойти, было предсказано ей в видении. Затем она, вместо того чтобы ступать по дереву, босая перешла ручей вброд.

3. Купальня Вифезда. Позднее дерево было обнаружено в купальне Вифезда, воды которой имели чудодейственную силу, и их давали испить больным. Отсюда дерево было взято, чтобы из него был сделан крест Христа. Таким образом эта история являет непрерывную цепь событий, прошедших с момента Грехопадения и до Искупления.

4. Обретение (или открытие) Креста Господня. Христианство стало официально признанной религией в Римской империи по эдикту Константина Великого в 313 году, и с тех пор мать императора ЕЛЕНА посвятила себя пропаганде христианства, творя благие дела. Она поставила в Святой Земле церкви и, согласно ее житию, обнаружила здесь крест Христа. Некий Иуда, который знал, где крест сокрыт, но отказывавшийся сказать, был брошен Еленой в ров и пребывал там, пока голод не заставил его перестать упрямиться. Были выкопаны три креста, на вид неотличимые один от другого. Человек, труп которого поднесли, чтобы поочередно коснуться им каждого из крестов, чудесным образом воскрес от прикосновения Креста Господнего. Елена обнаружила также три гвоздя.

5. Воздвижение Святого Креста ("Золотая легенда": "Возвеличение Креста Господня"). В VII веке часть креста была обнаружена императором Ираклием в ходе его победоносной кампании против Хосрова II, царя Персии, армии которого ранее захватили Ближний Восток и похитили крест. (Другая часть креста находилась в Константинополе.) Легенда повествует о том, как Ираклий, с помпой въезжавший в Иерусалим, был остановлен ангелом, приказавшим ему смирить свою гордыню. Император сорвал с себя царские одежды и сам пешком понес крест в город, или - по другой версии - он въехал с крестом на осле. Иногда он изображается на лошади. Крест был водружен на алтаре или на холме Голгофы. Изображается также казнь Хосрова Ираклием за отказ того креститься.

Эта легенда в форме повествовательного цикла встречается в раннеренессансных фресках, особенно в Италии во францисканских церквах, возведенных в честь Святого Креста (итал. - Santa Сгосе). Восстановление Креста Господня отмечается католической церковью как праздник Крестовоздвижения. Тема победы Ираклия над Хосровом составляет параллель теме победы Константина над Максенцием.

Cамый универсальный среди простых символических знаков, отнюдь не ограниченный сферой христианства. Прежде всего он изображает ориентировку в пространстве, точку пересечения верхи/низа и привого1лево<"(>, объединение многих дуалистических систем в виде целостности, которая соответствует образу человека с распростертыми руками. Если рассматривать только его концы, он представляет четверичность, но с учетом точки пересечения - также и пятеричность. Наряду с кругом он выступает структурным элементом многих медитационных образов в мандалих и строительных планов храмов и церквей. Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском "Кодексе Фейервари-Майер"). Соответствующим образом представляется и библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками. Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Вертикальный стержень креста, который связывает зенит и надир, символически связан также с осью мира (см. Дерево. Гора, Столб). Крест делит квадраты на равные четвертные части (например, идеальное устройство римского города с перекрещивающимися улицами, идущими с востока на запад и с севера на юг). Строившиеся и в более позднее время города разделялись на настоящие "городские кварталы"; даже средневековые схематические карты мира часто (наряду со схемой Т) составляются крестообразно, с Иерусалимом в центре. Перепутья, т. е. перекрестки, часто связываются с местами пересечения путей живых и мертвых, например в символике африканских народов. Такие перекрестки рекомендуются в магических заклинаниях, потому что они зачаровывают духов, которые не решаются, по какому пути пойти. Когда христиане встречали кресты в других культурах, они часто ошибочно рассматривали их как следы деятельности забытых христианских миссионеров, как, например, листообразный крест в "Храме креста" в городе майя Паленке на Юкатане, который, однако, изображает космическое дерево. Христианская символика связывает крестовидные пространственные изображения с образом креста Иисуса, как, например, в нецерковном предании из "Книги Адама" (см. Пещеры). По повелению Нон останки Адама были перенесены сыном Ноя Симом и его внуком Мелхиседеком под руководством одного ангела из погребальной пещеры в новое место, в "центр земли. И там соединяются друг с другом четыре края света. Когда Бог создавал землю, тут его сила забегала вперед и земля вслед за ней расходилась на четыре стороны, как ветер и легкое дуновение. И там (в центре) его сила остановилась и успокоилась. Там будет осуществляться спасение... Когда они пришли на Голгофу, которая является центром земли, показал ангел Симу это место... Тогда разошлись четыре части, и земля раскрылась в виде креста, и Сим и Мелхиседек поместили сюда тело Адама... Задвигались четыре стороны, и обняли тело нашего отца Адама, и затворилась дверь земли. И это место стало называться "местом черепа", потому что там был положен глава всех людей...". В соответствии с этим на средневековых изображениях распятия часто у основания креста Иисуса на Голгофе помещался череп прародителя Адама (В. Мюллер, 1961). Привычная христианская символика креста ссылается на орудие казни Христа, средство чрезмерной жестокости, которое, однако, благодаря воскресению стало символом вечной жизни. В раннем христианстве, в первую очередь из-за позорности этого особого вида казни в Европе, крест принимается с колебаниями (чувство, приблизительно сравнимое с отношением в более поздние времена к виселице) и только через некоторое время (в эпоху романского стиля) признается как символ триумфа над смертью. Самый первый датированный крест, который толкуется в этом смысле восходит к J34 г. (Пальмира). Нехристианам почитание креста казалось нелепым и смешным, как свидетельствует граффити ок. 240 г. с Палатинского холма в Риме, который показывает распятого с головой осла и надписью "Алексемен чтит своего Бога" (насмешливое распятие). Как скрытый крест можно рассматривать форму якоря (крест на полумесяце в виде лат. LJ). Во времена распятия Иисуса крест, по всей вероятности, скорее имел форму Т, и, как "Тау-крест", называемый также крестом Антония, он является древним символом божественной избранности, упоминаемым, например, в Ветхом завете (Иез 9:4). По форме он напоминает также символ молота (молот Тора в качестве амулета был популярен у германцев). Увенчанный кругом или овалом, он становится египетским крестом жизни (анхкрест), который часто изображается в руках богов или фараонов, например у бога Солнца Атона монотеистической религии Эхнатона (Аменхотепа IV). Египетские христиане (копты) приняли крест жизни как символ вечной жизни через жертвенническую смерть Христа; он встречается на надгробных камнях 6-- 9 вв. Сегодня он часто является эмблемой эзотерических групп, которые ссылаются на "древнюю мудрость". Среди многочисленных вариантов креста с различным значением следует еще упомянуть "Андреевский крест" в форме X, на котором, по преданию, был казнен апостол Андрей и который появляется в виде крестовой метки как на доисторических костных останках, так и на магических инструментах колдовства (например, на "ноже друдов", который должен отгонять ведьм бури), а также "Петровский крест" с перекладиной, установленной внизу, так как. по преданию, апостол был распят вниз головой на перевернутом кресте. Кресты рыцарей тевтонского ордена являются по своей форме четырехкратными Т-образными крестами, всплывающими в эпоху Меровингов и включенными в качестве "литургических крестов" в сакральное искусство. "Русский крест" – это крест с дощечкой с надписью и косой нижней перекладиной-подпоркой под ноги. Оформленный в виде буквы Y, вилообразный, или разбойничий, крест часто снабжается чем-то ветвящимся и намекает на древние символы дерева жизни. В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, следует упомянуть "иерусалимский крест" с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у "ирландского высокого креста", называется Квестен-крестом или. короче, Квесте (англ. queste - поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру, в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Иногда .тилисобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 1. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы. Он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом "Отечественного фронта", который надеялся внедрить свой знак в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Последняя была эмблемой учрежденных в 1918 г. "Туле-общества" и "Бригады Эрхард", а в 1920 г. свастика, толкуемая Гитлером как знак "борьбы арийских народов", помещена на партийном знамени национал-социалистов. Другие кресты, используемые в геральдике. - это, например, деревопоцобнъш, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или .чолокоподобный крест и др. Намек на вездесущность креста-символа явствует из сообщения потомка инков Гарсиласо де ла Вега, который пишет: "Цари инков владели в Куско крестом из красно-белого мрамора, который называется "кристаллическая яшма"; нет возможности сказать, с каких пор они им владели... Крест был квадратный, одинаковой ширины и высоты; он, вероятно, составлял три четверти локтя, скорее меньше, чем больше, каждая перекладина - три пальца в ширину и столько же в глубину. Он был мастерски высечен из одного цельного куска, углы тщательно отделанные, камень изящно отшлифованный и блестящий. Они хранили этот крест в одном из своих царских домов, которые они называют хуака, что означает "святое место". Они не молились на него, но почитали его, возможно, из-за его прекрасной формы или по другой причине, которую они не в состоянии были назвать". Подобный каменный крест, основанный на квадратной схеме, был найден среди остатков минойской культуры на Крите. Это сходство указывает на существование первичного символа в различных культурных регионах земли; речь. очевидно, идет о кресте координат, который дает человеку возможность ориентироваться в пространстве и времени.

Сложный символизм креста не вытесняет и не отрицает его исторического значения в христианстве. Но помимо значения креста как реалии христианства есть два других немаловажных фактора: символизм креста как такового и символизм распятия на кресте или «крестной муки». Простая, первичная фигура, предполагающая ориентацию на плоской поверхности. Прежде всего, крест драматичен изначально и противостоит Райскому Древу. Поэтому в средневековой аллегории крест часто представляли как дерево в форме буквы Y, изображавшееся с сучьями и даже ветками, иногда с шипами. Подобно Древу Жизни, крест означает «мировую ось». Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа. может достичь Ьог? h,c"•'n нйс.нолькс эе.рскЙ. гд^ к.рс.е.т HSofi-^EjHaeTta с сем^ю ко^цамг-^ сравнимыми с ^oc^":йч>.-'-кк• ми деревьями, л^торь«г '.ймь^лкзкр.уют семь жбсс (17/. Kp-i.^T', следоват^.льно, утверждае-* первк.чные взаимоотно" шек^-"» между „".БУМЯ мира^.^ (не6есчы?.4 и земным) (14)., К.ромр того, поперечная перекладина,- пересекающая вертякал-знук стсйку (при STOM перйаи символизирует горизонт.) з в•"'н•»••^.я --^- r'•,•c мира) означает соединение протквоположностей, союз духозного (или вертикального) принципа, с принципом мира явлений. Таким образом, здесь к.рес-г символизирует страдание, муки и борьбу (14). Иногда к.регт ^меет форму буквы Т, олицетворяя равновесие про" тивc^г.••?-лoжньix принцихюв. 10нг пишет'., что в некоторых традициях крест является символом огая и страданий в ж.язй.^ д что это возможно благодаря тому факту, что две руки ^асто ассоциировались с воспламеняющимися палочками, которые первобытный человек тер друг о друга, чтобы пол-' -1-^ огонь, и которые в его представлении наделялись жейс.^.^л-: и мужским полом, 1".-о ^оеобладашщее значение креста "-- «сое.д.инениг». rL>,".^'':••^ в «Тимее» говорит о том, как Творец соединяет рс.зъед.пненные Части мировой души при помощи двух линий Б SH.a.f: Андреевского креста (31), Бейли подчеркивает огненный символизм креста, и показывает, что во всех языках «крест» (crux, cmz, crowz, croaz, kroiSr krouz) имеет общую атимологическую основу на "ak» -ur или "08, означая «свет Великого Огня» (4). Крест широко использовался как графическая эмблема, в большей мере как результат влияния христианства, но в равной степени за счет основного значения знака; так как понятно, что все основные понятия, являются ли они идеями или знаками, возникли без какого-либо культурного влияния. Сотни различных изображений крестов собраны в таких трудах, как «Символы, Знаки и Печати» Ленера; при помощи изучения графического символизма появилась возможность разъяснить конкретное значение каждого из них. Многие кресты принимают форму знаков отличия: военных орденов, медалей и т.п. Типичная разновидность — Свастика. Особенно интересен» по причине своей древности, египетский крест (анк). В еггше.тской иероглифике он олицетворяет жизнь и образует часть га.ких слов, как «здоровье» и «счастье». Его верхняя часть — это кривая линия, по форме близкая к окружности. Энель анализирует этот иероглиф следующим образом: «Фонетическое значение данного знака — это комбинация и смешение знаков активности и пассивности, что соответствует символизму креста в целом как синтезу принципов активности и пассивности». Само очертание египетского креста выражает глубокую идею; круг жизни, простирающийся от Начала и опускающийся на поверхность (т.е. на пассивность существования, которую затем он оживляет) так же, как и стремительно поднимающийся вверх к бесконечности. Его также изображали в виде узла, соединяющего вместе какую-то комбинацию элементов для образования одной индивидуальной комбинации. Такое изображение подтверждает его характеристику как символа жизни. Он может также означать судьбу. Судя с макрокосмической точки зрения, т.е. его аналогии с миром, крест авк может олицетворять солнце, небо, землю (по отношению к кругу, т.е. его вертикаль и горизонталь как перпендикулярные диаметры). Как знак микрокосма, то есть по аналогии с человеком, круг представлял бы голову человека или интеллект (т.е. «солнце», которое даст ему жизнь), горизонтальная перекладина — его руки, а вертикальная — его тело (19). В целом, более общее значение креста — это объединение противоположностей: положительное (или вертикальное) с отрицательным (или горизонтальным), высшего с низшим, жизни и смерти. Основная идея, скрывающаяся за символизмом распятия на кресте, есть переживание сущности антагонизма,— идея, которая лежит в основе существования, выражая агонизирующую боль жизни, пересечение в ней возможного и невозможного, созидания и разрушения. Эвола предполагает, что крест является синтезом семи аспектов пространства и времени, потому что его форма такова, что сн как сохраняет, так и разрушает свободное движение; следовательно, крест является полной противоположностью Уроборосу, змее или дракону, олицетворяющему первобытный анархический динамизм, который предшествует созданию космоса и возникновению порядка. Этим объясняется тесная взаимосвязь между крестом и мечом, т.к. и тот, и другой держали в руках, сражаясь против первобытного чудовища. Андреевский крест: союз Верхнего и Нижнего Миров. Крест с острием в виде стрел, означающий центробежные силы. Греческий крест (свастика или крест в виде скоб), означающий путь периферийных. сил. Двойной крест, олицетворяющий параллельные силы. Мальтийский крест (или крест о восьми концах), олицетворяющий центростремительные силы. Крест Тамплиеров: силы, расположенные по окружности. Тевтонский крест: четыре треугольника, означающие центростремительную тенденцию. Крест из овалов, состоящий из одной непрерывной линии, представляющей направление движения сил. Крест с шишками на концах, обозначающий страны света в пространстве. Крест с полумесяцами на концах, представляющий (согласно Пиоббу) четыре фазы Луны.

В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак К. занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами - в Австралии, Океании, доколумбовой Америке. В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, К. подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в К. ставит дополнительный якцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы К. полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда К. обретён, испытан и воздвигнут.

К. часто" выступает как модель человека или антропоморфного божества - антропоморфоцентричность К. и "крестообразность" человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре (ср. загадки), в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем К. моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма [независимо от того, помещен ли алтарь в восточной части его или в центре (как в церкви Сан-Стефано Ротондо в Риме, 6 в., или в византийских церквах этого же типа) и является ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединённой кругло-прямоугольной] также моделируется К. как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль К. (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый К., божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов [или одного нефа, определяемого линией от входа до алтаря (запад-восток)] с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). К. выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно К. и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого. Однако мировое древо не было единственным или даже преимущественным источником образа К. Возможно, в формировании сложной символики К. участвовали такие мотивы, как изображение деревянного огнива, солярный знак (перекрещивающиеся лучи) и схема воловьей упряжки. Гетерогенность образа К. подтверждается этимологиями названия К. в разных языковых традициях; ср., например, др.-греч. a-raoQOg, "крест" (в виде буквы "Т", орудие смерти в Древнем Риме) и в то же время "кол", "шест" (ср. древнезападно-северо-германское staurr, "кол"), или лат. crux, "крест", от индоевропейского корня со значением "искривленный" и т. п. Возникновение образа К., видимо, относится к неолиту, когда К. начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях, становясь всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: блюда со знаком К. и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия). Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. В посленеолитическую эпоху К. становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа "внимание", "запрещено", "стой!" и т. п.). Во многих культурно-исторических традициях К. символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с К. связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет К. в ритуале и ритуализованном поведении,в магии, народной медицине, гаданиях, волшбе, в архаичном искусстве и в быту. В большинстве языков, различающих грамматический род, названия для К. принадлежат мужскому роду (лат. crux, "крест", является исключением - женский род, хотя в ряде случаев crux принадлежит и к мужскому роду); в языках, различающих грамматические (именные) классы по критериям разумности-неразумности, активности--неактивности, слово для К. часто относится к категории активных имён (как в кет. ba^bi^, "крест"), что иногда приводит к трактовке слова для К. как одушевлённого имени. К. нередко соотносится с фаллосом. Вместе с тем К. соотнесён и с образом мучения и смерти. И прежде всего он сам ее орудие, инструмент пыток, страстей, мук и ужаса (показательно, что в мифопоэтических построениях круг практически лишён этой семантики, несмотря на образ колеса пыток). Но на К. принимают не только безблагодатную и позорную смерть (как преступники в Риме, ср. дальнейшее развитие старой идеи в "Дереве повешенных" Ж. Калло). Основная мифологема, связанная с К., подчёркивает иное: человек (или божество), висящий на К.и раскинувший руки по сторонам К. [иногда эта схема дублируется птицей с распростёртыми крыльями (ср., с одной стороны, соответствующий образ мирового древа, а с другой - голубя, в которого воплотился дух святой в христианской символике)], умирает, чтобы через крестные мучения и крестную смерть возродиться к новой (вечной) жизни. Эта двоякая ориентированность К. объясняет ещё одну идею, связываемую с К., - выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование К, в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т. п. К. присваивали себе как личный знак (ср. подписывание крестом королей или знатных лиц в средневековой Квропе) или как знак своего рода, своего круга [ср. исключительную роль К. в геральдике, в сфрагистике, в шифрах и тайнописи; ср. знак --" (плюс) в математике]. Практиковалось многократное воспроизведение К. с целью усиления и увеличения благополучия. Крестами окружалось сакральное имя или имя, пользующееся особым почётом. Ещё чаще крестовый орнамент или резьба, шитьё используются в целях оберега [ср. широкую сферу фактов от окружения крестами всех выходов из дома (окна, двери и т. п.) в деревенской практике п кончая "закрещиванием" рта при зевке]. Вместе с тем К. - и знак смерти (ср. у А. А. Ахматовой "А здесь уж белая дома крестами метит..." в сопоставлении с обычаем американских индейцев ставить кресты на домах, чтобы не допустить возвращения умершего), откуда роль К. в обряде умирания (последняя исповедь, причащение свяых даров), похорон, К. на могиле, К. как иероглифа смерти, как знака вычёркивания, упразднения, отмены и т. п. Особенность функционирования К. в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Человек мифопоэтического сознания стоит перед К. как перед перекрёстком, развилкой пути, где налево - смерть, направо - жизнь, но он не знает, где право и где лево в той метрике мифологического пространства, которая задаётся образом К. Общеизвестна ключевая роль перекрёстка (ср. ключ в виде К.) как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении и т. д. (перекрёсток - переход из одного царства в другое, и добро и зло пытаются контролировать его: здесь почитают Иисуса Христа, Гермеса, Мерку рия, Диану-Тривию, но здесь же место свидания ведьм и демонов и последний приют самоубийц, лишаемых К.). Идея "крестного" выбора отражена в евангельском рассказе о распятии Иисуса Христа на К. [в русской низовой традиции произошло полное отождествление названия К. с именем Христа и с обозначением верующих в К. и в Христа (хрест, "крест" - Христос - хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название К. происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist (другая точка зрения возводит это название К. к лат. crux)]. Это направление развития мифологемы о Христе как человеке К. весьма показательно, тем более что сама эта идея возникла лишь в начале 7 в. (ранними христианскими символами были агнец, рыбы, осёл, а не К.). Если образ К. в этом сюжете апеллирует к космологической проблематике мирового древа (ср. широко распространённое представление о К. как о крестном дереве, что соотносило распятого Христа с висящим на дереве Иггдрасиле Одином, а К.-с древом жизни, и смерти; ср. " материальную " четверичность К.: он был сделан из четырёх деревьев стран света - кедра, кипариса, оливы и пальмы), то образ Христа обращен к сфере исторического, а сам К. на рубеже двух эпох приобретает черты временного и стадиального перекрёстка, пограничного столба в эволюции диалога между человеком и богом. Именно так и понимался образ Христа на К. многими христианскими авторами (ср. традицию, отчётливее всего начатую Августином). Следует, однако, отметить, что часто акцент ставится не на выборе как таковом (в связи с К.), а на его положительном результате (жизнь, счастье, удача). Ср. символику К. в сновидениях и дивинациях (удача, выигрыш, везение, счастье); числовые значения К. (напр., в Китае. К. означает 10, 3 креста - 30 или "поколение"); символические, эмблематические и т. п. значения К. (в Китае, Индии, Скандинавии К. - символ неба; у вавилонян, египтян, финикийцев К. в виде двух кусочков дерева, предназначенных для получения огня, - образ будущей жизни; в Ассирии и Древней Британии К. - эмблема производительной силы и вечности и т. п.).

Важные сведения о К. могут быть почерпнуты из анализа других мифологических образов, выступающих в функции, сходной с функцией К. Особый интерес в этом ряду представляет древнеегипетская эмблема рождения (поколения), жизни - анх ("жизнь", "процветание", "тот, который живёт"), относящийся к классу К. В Египте анх понимался как ключ, которым открываются врата к божественному знанию (Т-образная часть символически связывалась с мудростью, а кружок - с вечным началом); связь К. с ключом отмечена и для других традиций. В более поздний период анх связывался с образом Тифоид (Сета) в цепях и как таковой подвешивался на шею больному в качестве амулета, возрождающего жизненную силу; анх прикреплялся и к мумиям, чтобы обуздать врагов и обеспечить бессмертие. Другое название для анха - crux апsata [т. е. "крест с петлей (с ушком)"], он служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия. Из других видов дохристианских К. внимания заслуживает т. н. тау-крест, или crux commissa (patibulata), т. е. поперечный в виде буквы Т (виселица). Для древних евреев он был символом ожидаемого мессии, спасения и вечной жизни, использовался как талисман ("тав" - 22-я буква еврейского алфавита, ставшая объектом далеко идущих мистических спекуляций, включавших её в широкую сеть соответствий; числовое значение "тав" - 400). Традиция связывает тау-крест с К., поднятым Моисеем в пустыне; ср. также жест Оранты; для древних египтян тау-крест также связывался с идеей жизни и с мужским и женским принципами (первоначально он также использовался для измерения уровня вод в Ниле). Позднее этот К. назывался христианами К. святого Антония. Crux decussata, или косой крест, позднее называвшийся К. святого Андрея, нередко присутствует на античных монетах и стелах. На ассирийских, египетских, персидских, этрусских медалях, керамике, памятниках отмечен т. н. греческий К., а на древних таблицах и некоторых произведениях искусства - латинский К., или crux 1mmissa (т. е. "вдетый", "просунутый крест"). С классом К. связана и свастика.

Символическая роль К. в мифологических и религиозных системах, в искусстве и сфере быта не может быть понята вполне без учёта трансформированных и специализированных образов К., а также без учёта более сложных знаковых фигур, в состав которых входит К. Ср. лишь некоторые примеры: К. и круг - соединение мужского и женского, единство и триада; К. и шар (обычно К. на шаре) - верховная власть, империя, торжество духовного; К., якорь, сердце - вера, надежда, милосердие; К. и голубь - осенённость К. святым духом; К. из громовых перунов - священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; К. с покрывалом - соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари и гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); иерусалимский К. - преданность (ср. К. как знак веры и верности в контексте противопоставления "верных" верующих и "неверных" неверующих); К. с равными лучами - связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов, эмблема Гекаты как богини перекрёстков и т. п.

--------------—--------------—--------------—--------------

ЛИТЕРАТУРА: