Кумир → "Doors"
Состав   Дискография   Интервью   Фото
Doors: Биография, Состав группы, Дискография, Интервью, Фото.

Американская музыкальная группа. Создана в 1965.
Джим Моррисон (James Douglas Morrison) (1943–1971) в середине 1960-х изучал искусство кино в “Школе кино” при лос-анджелесском университете. В университете он встретил Рэя Манзарека, клавишника и пианиста, игравшего в то время в группе Рик и Вороны (Rick And The Ravens). Рэя удивили стихи, которые писал Моррисон, и разговорившись, они решили “собрать группу и заработать миллион долларов”. Вскоре к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и гитарист Робби Кригер. Джим, в то время усиленно работавший над “расширением сознания” не без помощи ЛСД, предложил название The Doors (Двери), имея в виду человеческие “двери восприятия”, о которых говорил в своих стихах английский поэт Уильям Блейк. Группе это название понравилось.

“Дорз” начали выступать в различных клубах и барах Лос-Анджелеса и окрестностей, исполняя многочасовые программы, состоявшие из своих песен и черных блюзов, а также “разогревая” публику перед концертами знаменитых исполнителей. Одним из таких баров был “Виски Эй Гоу-гоу”, откуда “Дорз” неоднократно выгоняли за слишком буйное поведение. Но именно в этом баре их услышал и увидел Джек Холцман, президент фирмы “Электра”, который наконец предложил группе, неоднократно пытавшейся пробиться на звукозаписывающие фирмы, контракт на выпуск диска.

В начале 1967 выходит первый альбом группы Двери (The Doors). Над записью работал Пол Ротшильд, затем ставший их постоянным продюсером. Через несколько лет этот альбом назовут “самым впечатляющим дебютом в истории рока”. Такие песни, как Прорыв (Break On Through) и Зажги мой огонь (Light My Fire) очень точно совпали с бунтарскими настроениями того времени. В пластинку также вошла песня Конец (The End), 10-минутное трагическое произведение, из мягкой медитативной мелодии постепенно выраставшее в мощнейший выплеск эмоций. Текст основывался на моррисоновском переосмыслении Эдипова комплекса. На первом альбоме во всей отчетливости проявилась оригинальная манера “Дорз”: причудливые пассажи синтезатора Манзарека, сплавленные с изящными гитарными партиями Кригера (который увлекался фламенко и блюзовой техникой “боттлнэк” – игрой бутылочным горлышком), подхватываемые судорожными барабанами Денсмора, и, конечно, хрипловатый и выразительный вокал Моррисона.

Фотогеничная внешность “фронтмена” (лидера) группы, серьезные тексты, которые Моррисон писал для песен, импульсивное поведение на сцене сделали “Дорз” одной из самых заметных в том пестром море групп, которое бушевало в Америке в конце 1960-х гг. Они получили славу бунтарей. “Считайте нас эротическими политиками”, – говорил Моррисон.

Альбом Странные дни (Strange Days), вышедший в конце 1967 был своего рода продолжением первого альбома, но его песни звучали более лирично. Среди них была и та, которая до сих пор часто появляется в радиоэфире – Странные люди (People Are Strange).

Моррисона не совсем устраивала роль кумира подростков или роль политического певца; он имел поэтические амбиции, и на рок-концерты смотрел взглядом, иным, нежели большинство его современников. Он понимал, что из выступления можно сделать гораздо большее, чем просто концерт: настоящий спектакль жизни и смерти, мистический обряд.

Пытаясь отстраниться от суеты, которую принесла ему популярность, Моррисон начал много пить, и это вскоре стало источником постоянных проблем для всей группы.

В истории “Дорз” не было ни одного слабого альбома, но пластинка 1968 года В ожидании солнца (Waiting For The Sun) получилась необыкновенно яркой даже на этом фоне. Несмотря на то, что группа проиграла иск по делу песни Привет, я люблю тебя (Hello I Love You), рифф (главная повторяющаяся мелодическая линия) которой оказался слишком похож на рифф песни Весь день и всю ночь (All Day And All Night) группы “Кинкс” (“Kinks”), альбом В ожидании солнца имел огромный успех. Собрание на одной пластинке такого количества ярких песен вызывает ощущение наэлектризованности. А “Кинкс” и еще Фрэнк Синатра, были любимейшими исполнителями Моррисона.

В 1968 выходит первый документальный фильм о группе Двери открыты (Doors Are Open), автор которого пытается разобраться в феномене группы, но не продвигается дальше съемок концертного выступления и обрывков интервью с музыкантами.

“Дорз” много гастролируют, но пьянство Моррисона держит всех в постоянном напряжении. Несколько раз возникают ситуации, когда кажется, что коллектив на грани распада.

Тем не менее, в 1969 они выпускают замечательный диск Тихий парад (Soft Parade), мало похожий на предыдущие. Автором большинства песен на этом альбоме был Робби Кригер. Многие песни были сильно оркестрованы и имели необычно помпезное эстрадное звучание.

В марте 1969 на концерте в Майями скандальный эпизод с публичным обнажением Моррисоном своих гениталий становится апофеозом роста негативных тенденций в группе, хотя сам жест вполне соответствовал бунтарской рок-н-рольной репутации Моррисона, и его впоследствии многократно повторял Игги Поп, доведя публичное раздевание до вполне дежурного мероприятия. Но Моррисон поплатился за это арестом, судом и тем, что концертные залы, по взаимной договоренности, отказались принимать “Дорз”. Это был очень тяжелый период в истории группы, но он был преодолен, и группа снова получила возможность выступать.

Моррисон тем временем сильно толстел, оброс бородой, и внешние эффекты славы его окончательно перестали волновать. Он часто пропадал, вел жизнь бродяги и продолжал пить.

Однако альбом группы Отель Моррисона (Morrison Hotel, 1970) был не только объективно хорош, но и очень восторженно встречен публикой, которую оркестровые эксперименты предыдущего диска привели в некоторое недоумение.

В том же году выходит двойной концертный альбом Абсолютно живьем (Absolutely Live), в который включаются самые удачные записи группы с различных выступлений.

Моррисон пишет стихи и выпускает поэтическую книжку. Весной 1971 группа собирается в студии, чтобы записать очередной альбом. Пол Ротшильд отказывается от продюссирования, и группа берет эту функцию на себя. Альбом оказывается новой ступенью в творчестве “Дорз”. В нем звучит много блюза, звучание прозрачное. В нем можно уловить прощальное спокойствие последней работы музыканта.

Закончив работу над альбомом, который получил название Лос-анджелесская женщина (L.A. Woman), Моррисон со своей подружкой Памелой Карсон уезжают в Париж, где музыкант намеревается отдохнуть, работать над книгой, вообще изменить свою жизнь. В ночь с 3 на 4 июля 1971 он погибает – утром Карсон находит его тело в ванне. Обстоятельства смерти таинственны. Есть версии о передозировке героина (хотя Моррисон в Америке никогда его не употреблял), а есть версии о сердечном приступе и многие другие. Единственной, кто знал, что же произошло на самом деле, была Памела Карсон, которая умерла три года спустя, именно от передозировки героина.

Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Несмотря на смерть лидера, “Дорз” пытались продолжать функционировать как трио, с Манзареком в качестве вокалиста – и выпустили два альбома: Другие голоса (Another Voices) и Полный круг (Full Circle). Некоторое время они даже подумывали взять Игги Попа на место Моррисона, однако тогда певец находился в состоянии острого увлечения наркотиками, и кандидатура отпала. В 1973 распалась и сама группа.

В 1978 выходит диск Джим Моррисон: Американская молитва (Jim Morrison: An American Prayer). На диске – стихи Моррисона, в свое время начитанные им самим на пленку, для которых Манзарек, Кригер и Денсмор записали музыкальный ряд.

В 1991 режиссер Оливер Стоун снимает фильм Дорз (The Doors), художественную версию жизни Джима Моррисона и его группы.

Таинственная гибель Джима Моррисона послужила основой для множества слухов о том, что смерть была просто инсценирована Моррисоном, желавшим таким образом отойти от дел и скрыться. Его, как и Элвиса Пресли, продолжают видеть в разных уголках мира: в США, в Европе, в Австралии. Погибший в 27-летнем возрасте, Моррисон является одним из главных рок-героев, а история его жизни стала своего рода сценарием для многих последователей. Правда, далеко не все из них успели сделать за столь короткий срок так много, как Моррисон, не говоря уже о вкладе и влиянии его личности и музыки “Дорз” на современную музыку и культуру.