Cлавянские       Б О Г И        Греческие

Аид Аи́д - у греков (или Гадес, греч. Ἀΐδης или ᾍδης), греч. Άϊδωνευς — «невидимый» или «делающий невидимыми», т. е. уничтожающий людей; у римлян Плутон (греч. Πλούτων, лат. Pluto — «богатый») — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, первый сын Крона и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», т. к. смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.

Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης). Здесь сразился с ним Геракл, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера; Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть свое царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону (Ил. V, 395 сл.). В другой раз покинул Аид преисподнюю для похищения Персефоны. Миф этот — уже послегомеровского происхождения и локализировался в различных местах древнего мира, особенно в Елевзине и Сицилии.

Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою имени произошла и перемена самого представления о Плутоне, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием елевзинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека.

В различных сказаниях упоминается ещё волшебная шапка Аида (κυνέη — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего ее невидимым (ср. «Шапку-невидимку» наших и немецких сказок). Её надевает Персей, убивая Медузу Горгону, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним (Ил. V, 844 сл.); в гигантомахии она покрывает голову Гермеса.

Аид и Персефона Аид похищает Персефону, фонтан в Познани Наиболее распространённый миф об Аиде рассказывает о похищении им дочери богини земледелия Деметры, Персефоны, которую он сделал своей женой. Деметра, полная отчаяния, перестала посылать людям урожай, и человечеству грозила гибель, но Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире.

Аид и Геракл Известен поединок Аида с Гераклом, в котором Геракл ранил стоявшего у входа в царство мёртвых Аида, которому пришлось отправиться на Олимп залечивать рану. Его исцеляет божественный врачеватель Пеон. Геракл похищает из царства мёртвых стража Аида — Цербера.

Аид и Сизиф Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшим однажды царство мёртвых.

Аид, Орфей и Евридика Аид упоминаетсё в сказаниях об Орфее, сходившем в ад за своею женою Евридикою. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства).

Культ Аида в Греции Культ Аида встречался в Греции не часто. Собственно ему посвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаях культ Аида соединен с культом других хтонических божеств, причем Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Культ Плутона в Риме Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере, Деций Мус, обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени Плутона.

Образ Аида в искусстве Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит).

Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.