1. Готы: мировоззрение
Готы имеют так называемое готическое мировоззрение или, в других
словах, - "жизненную философию" сочетающие два основных элемента:
абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics).
Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте, етс), искать
красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все
(негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза.
Пытаться изменить каждый серый, банальный день - внести в него эмоции и
чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других
источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип таков
- "Die laughing!" (умирай улыбаясь). Переплавлять все свои эмоции, как
позитивные, так и негативные - боль, отчаяние и подобные, в жизненную
энергию. Чувствовать себя нормально с своими "отклонениями": мрачным
настроением, иронией, странными взглядами на жизнь - и брать из всего
этого силу.
Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той
музыки, литературы, арта и философии, которые других просто "грузят",
депрессируют, кажутся слишком мрачными, "заумными" или слишком
сложными. Готы живут тем (музыка, книги, etc.), что заставляет все
время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и
многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из
сторон, к примеру - только позитивных и радостных). Им хватает 4
цветов. Остальные - боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и
другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций -
полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой
реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль.
Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют
холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а
находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет
силы для готов, так как радость - проста, в то время как внутренняя
сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для
сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего - в
жизни, музыке, арте... Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства
и позволяет погружаться в свой мир.
Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни - он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обострено и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и "конвеерной". Поэтому к готике часто приходят через "черную" полосу жизни, которая заставляет отделить фальш от истинных эмоций, а искусственно созданную, исходно "коммерческую"или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции...
Также, как уже, готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы, которые сочетают две несочетаемые грани: carpe diem, сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и обще-зажеванных-тривиальных: настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. "She always said simple, trivial things - I used to say it was kinda trivial - Believe me nothing is trivial!" (The Crow). Таким образом, в большинстве своем, готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответсвует состоянию души (обычно - с преобладанием черного цвета).
Если мировоззрение готов можно более или менее четко описать (жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики), то с конкретными примерами или источниками дело обстоит сложнее, так как у каждого они свои. Можно сказать, образно и в общем, что гот живет по принципам Виктора Цоя (максимально выраженых в фильме "Игла" и альбоме "Звезда по имени солнце"), духовных идеалах романов Ремарка ("Триумфальная Арка", "Черний обелиск", "Три товарища") и верит в истины основоположные для фильма "Ворон" ("The Crow"). Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить - так до конца, выглядеть - так сексульно и индивидуально, говорить - так правду. Как ни парадоксально, но то же время в реальной жизни и работе некоторые корпоративные готы живут по принципу ордена иезуитов - "цель оправдывает средства". Итак: сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций.
2. Готическая музыка (стили входящие в "готик-сцену")
Готы слушают готическую и около-готическую музыку, то есть - раздельные музыкальные направления входящие в единое понятие "готик-сцена".
Условное деление стилей готик-сцены:
1) группу относит к сцене профилирующая "готик"-пресса (ZILLO, ORKUS, SONIC SEDUCER, DNA, GOTHIC и другие)
2) промо-компания группы осуществляеться через промо-агентуры готик-сцены
3) упоминание в книгах посвященных готике (Matzke & Seeliger, Baddeley, Mercer etc)
4) группа выступает на готик-фестивалях и других форматных событиях
5) материалы группы представлены в сетах форматных "gothic" DJ's на готик-пати
6) опциональный критерий: группа издает свои альбомы на форматном лейбле
2.1.1 "Но все же, как можно называть NIGHTWISH / FRONT242 / группу NNN готикой??? Ведь эта группа такой отстой!"
Отвечая на этот вопрос, нужно отметить: многим готам не нравиться
NIGHTWISH / FRONT 242 / группа NNN, многие не хотят признавать их
принадлежности к готик-сцене, но это все не более чем личные мнения и
вкусы и они у всех разные. Для кого-то NIGHTWISH / FRONT 242 / группа
NNN - "отстой", а для кого-то культ, но не стоит на основе своих вкусов
и симпатий не признавать ее готикой. Для этого есть критерии. Есть
общепризнаный в Европе факт того, что NIGHTWISH / FRONT 242 / группа
NNN равноценно относяться к готик-сцене потому, что проходят по всем
вышеуказаным критериям готик-сцены.
2.2 Как мне отличить готику (стили готик-сцены) от других стилей музыки?
Какие-либо четкие критерии отсутвуют. В основном, это можно сделать по
нескольким размытым признакам, указанным далее. Но основной параметр -
это атмосфера. То есть в музыке присутсвует "готическая атсмосфера".
2.2.1 Готическая атмосфера.
По этому поводу есть много споров и критики от
недоброжелателей, так как благодаря именно этой "готик" атмосфере
готика и захватила настолько много стилей музыки. Если атмосфера в
музыке заставляет задуматься, по-своему мрачная, печальная или же "на
грани" этих эмоций, со скрытой грустью (то есть песня однозначно не
несет веселья) - и при этом она еще возвышенная, то это почти всегда
готика (готическая музыка, песня). Поэтому у группы, не имеющей
отношения к готике, может быть одна-две готических песни . При этом
группа не является готической, но музыка некоторых песен несет
готическую атмосферу и даже может быть готик-хитом. Яркие примеры -
песня "Frozen" Мадонны, или же "Kiss me, kill me, thrill me" U2, из
славянских исполнителей - песня Ирины Билык "А я пливу у човнi", песня
"Де ти тепер" Марии Бурмаки, много песен Линды, etc. Музыка (атмосфера)
и имидж группы в указаных песнях (клипах) соответсвует "канонам"
готики, но при этом эти песни являются всего лишь одинокими
исключениями из всего творчества исполнителя.
2.2.2 Готическая музыка.
Готическая музыка - не зависимо от того, насколько тяжелая - готический
рок, готический метал или готик-электроника - всегда возвышенная,
сверх-эмоциональная, мрачная или холодная (печальная) музыка с
"ангельскими" женскими бэк-вокалами, элементами хорового пения,
колоколами, достаточно частым использованием драм-машин, и вставками
"темной электроники". Основной вокал - это мощный или отстраненный
"готический" голос (в большинстве случаев, мужской) или женский -
вкрадчивый проникновенный, ведьмовский. Иногда злой шепот. Тексты - в
спектре от сугубо философских и романтических до сугубно жизненных,
мистических, языческих,"темных" и т.д. В большинстве случаев,
объединение всех этих элементов и дает музыке "готическая".
2.2.3 Готик-группы.
Группа считается безусловно готической
(готик-группа), если, играя готическую музыку, участники еще и
придерживаются готик-имиджа - черный цвет одежды, общая стилистика,
серебро. Для однозначного опредления "готическая" желателен также
соответсвующая готик-, вамп-косметика, еtc.
2.3 Термины: Почему "готик-сцена" и "готы", а не "темная сцена" и "темные"?
Выражения "готик-сцена" (gothic scene) и "темная сцена" (schwarze
szene) являются синонимами, и это уже давно подтвердили крупнейшие
музыкальные критики и идеологи готики, многие из которых стали
со-авторами наиболее авторитетной в мире книги о готике "Das Gothic
& Darkwave-Lexikon" - Peter Matzke (WAVE GOTIK trEFFEN), Tobias
Seeliger ("GOTHIC"), Dirk Hoffmann ("ZILLO"), Thomas Thyssen ("SONIC
SEDUCER, ORKUS"). В Америке также главными являеться термин
"готик-сцена" (источник: американский идеолог готики Gavin Badelley,
книга "Goth chic: a guide to dark culture"). В Германии используют
родные термины, употребляя "gothic musik" и "schwarze szene", а готов
называя "gruftie". В Украине используются родные и уже популярные
понятия "готик-сцена" и "готы".
В Германии говорят "Ich hoere Gotik-Musik" или "Ich hoere Gothic", что
переводится "Я слушаю готику (готик-музыку)". Фразу "Ich hoere
Gotik-Musik" говорят когда слушают и goth rock или gothic metal и когда
слушают различные саб-жанры "готик-электроники" - dark electro, future
pop, dark wave, synth pop, goth industrial, ebm и когда слушают
ethereal, medieval, folk, love metal и различную музыку с элементами
готики. "Я слушаю готику" говорят, когда слушают все, что относится в
любой (слабой или сильной) мере к готик-сцене. Отсюда и возникает одна
субкультура людей называющых себя готами, но слушающая совершенно
разные группы, которые однако принадлежат к одной сцене: DEINE LAKAIEN,
DIARY OF DREAMS, COVENANT, WUMPSCUT, ZEROMANCER, CAMOUFLAGE, TYPE O
NEGATIVE, IN EXtrEMO, TANZWUT, NIGHTWISH, HIM, RAMMSTEIN, WITHIN
TEMPTATION etc. Еще раз уточним: таким образом, говоря и в Германии и в
Украине "я слушаю готику", вы подразумеваете различную музыку
готик-сцены. На вопрос "что конкретно из готики вы слушаете?", уже
можно вдаться в детали и привести названия групп или определённого
саб-жанра готики.
В последнее время в Украине и России участилась тендеция использования
некоторыми готами зарубежного термина "темная сцена" для подчеркивания
своей эрудированости и, иногда, с целью выделиться среди других готов.
Подобная тенденция вредит развитию готик-сцены, так как, во-первых,
вносит путаницу в терминологию ("темная сцена" и "темные"??) и
разрушает базовый принцип готики: объединение любителей многих жанров
музыки и арта под флагами понятий "готика / готик-сцена" (различные
направления готик-музыки) и "готы" (те, кто слушают готику). Во-вторых,
как отмечают многие, слова "темная" или "темный" имеют сложившееся
негативное локальное отношение в Украине и России (и ассоциируться с
сатанизмом), в то время как "готы", "готика" завоевали признание как
синонимы необычной романтики и эстетики. Нужно отметить, что для
существования и развития сильной готик-сцены в Украине (с фестивалями,
частыми готик-пати и концертами зарубежных групп) необходимо целое
поколение людей, которые осознано называет себя готами, покупает диски
готик-групп, посещают вечеринки и таким образом, поддерживает и
укрепляет готик-сцену. Вывод: не слушайте "эрудитов", поддерживайте
свою готик-сцену и называйте себя готами, если вам дорого то, чем вы
живете.
3. Имидж
Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел
значительные изменения (информацию о них можно найти в различных других
публикациях). Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных
основных элемента: тотально черный цвет одежды (иногда с элементами
красного), носят только серебро (как знак презрения к золоту, символу
стандартных, зажеванных ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской
крови). У девушек ярко-выразительный стиль Вамп - тяжелая черная
косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко-красного
(кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот
(готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или
средневековая королева.
У готов работающих в среде, где нельзя
себе позволить экстремальный или индивидульный подход к имиджу,
выработался стиль "корпоративный гот": черная деловая одежда,
ограниченные украшения.
Почему именно черный цвет? Для многих черный цвет - как щит, барьер,
защита от повседневной банальной псевдо-разноцветной, и в то же время,
тотально серой жизни. Для меня лично, черный цвет - это возможность
показать, что можно выразить в одном цвете больше, чем другие не могут
выразить, используя все цвета жизни. Черный цвет и серебро -
единственные два элемента, общие для совершенно разных людей,
называемых себя готами. Единственные два элемента, в которых готы
сознательно разрешают себе быть похожими друг на друга и путем которых
они жертвуют частью своей индивидуальности, ради объединения и
укрепления субкультуры готов.
4. Постулаты
Готы - абсолютные индивидуалы, возрождающие романтику. Чужаки общества
в черном, у которых есть своя философия, музыка и мировоззрение,
литература, арт и, которые начали называться готами ("другими"), потому
что исторически не было иного, лучшего слова, сочетающего силу и
красоту. Категория "готов" является защитной границей между миром
романтики и лавиной усредненнгоо общественного мировоззрения.
Готы - всегда смотрят на темные стороны жизни, не закрывая на них
глаза. Готы берут энергию и жизненную силу из той музыки, литературы,
арта и философии, которая других просто депрессирует и кажется слишком
мрачной.
Готика - тяга к большему во всем - жизни, любви, музыке, етс. Стиль
"не-простой" жизни, дорога к красоте, к моменту отчаянного понимания
самого себя и стиль, который защищает нас от зажеванных и догматических
общественных ценностей, потому что готы - формация индивидуалов.
Анти-тусовка. Нам не обязательно быть вместе, чтобы быть готами, но
когда мы собираемся вместе, мы создаем себе отдельный мир.
Готика - это индивидуализм и романтика как стиль жизни. Знание того,
кто мы есть. Мы знаем, что мы - готы и называем себя так. Готы -
защитная категория, с помощью которой мы отделили себя от канонов и
постулатов дешевого и закоммерциализированного общества, от всего
стандартного и простого. Для того, чтобы быть готом, нужно лишь быть
самим собой и не открещиваться от своих "слишком" мрачных, "заумных",
нестандартных, нетрадиционных, депрессивных, меланхолических вкусов и
стиля жизни.
5. Происхождение термина "готика"
5.1 Средние века.
Впервые слово "готы" было употреблено применительно к племенам
варваров, которые в IV веке уничтожили римскую империю, а в период
между IV-VIII веками завоевали практически половину цивилизованной
Европы, несмотря на отсутствие технологий и более слабый уровень
культуры. Ирония последующего употребления слова "готы" в плане
сегодняшней субкультуры состоит в том, что далее оно обозначало скорее
вкусовых интеллектуалов от мира сего.
5.2 Архитектура.
Название "готика" происходит от термина, означающего художественный
стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Шпили
костелов, тянущиеся в небо. Готика как вечная попытка идти вверх,
поднятся к небесам. Самый красивый стиль архитектуры - готика -
сочетающий изящество и силу. Наиболее известные готические соборы
расположены в Германии, Франции, Австрии и Испании.
5.3 Литература.
Далее был готический роман и поэзия - Байрон, Волпоул, Анна Райс, етс.
Роман и поэзия, в которых наравне с мрачно-романтической и мистической
стилистикой поднимаются темы познания своих скрытых сторон, своей
сущности. В последствии такие авторы как Эдгар По, Кафка, Густав
Майринк успешно продолжили развитие этого жанра и примешали к мистике и
романтике немного философии и внутренних человеческих изысканий. Один
из наиболее читаемых готами авторов - Лавкрафт. Далее готика стала еще
более философской, и к современной литературной готике "второй волны"
можно отнести литературу "мрачной", последней романтики или же
футурологической правды - Ремарк ("Триумфальная Арка", "Черный
Обелиск", етс), Оруелл ("1984"), Хемингуей ("Острова в океане", "По ком
звонит колокол"). И так называемую екзистенциальную литературу - Сартр
("Стена"), Камю ("Чума"), етс.
5.4 Кино.
Начало отсчета готического кино - 1930-тые. Когда появились первые
фильмы как мистического плана - "Носферату", "Дракула", етс., так и
абстрактно - экспресионнистского плана - "Метрополис". Вскоре, как и в
литературе к готическим фильмам стали относить и более психологическое,
"непонятное" кино. Поэтому на данный момент готическое кино - это как
экзистенциальное, психологическое кино, так и мистика, ужасы, etc.
Готическое кино затрагивает все интеллекутальные сферы и аспекты бытия
человека - поиск себя, проникновение в глубочайшие сферы сознания,
баланс эмоций, знаний и мрачной романтики. Среди наиболее - "Ворон"
(реж. ), "Потерянное шоссе" (реж. Дэвид Линч), "Одиссея 2001" (реж.
Кубрик) Кусторица... Культовым готическим фильмом является "Ворон". В
"Вороне" выражена суть готики - вечная боль, не сгоревшая в пепле
смерти любовь, холодная правда и кровавая ложь.
5.5 Музыка [истоки и основы].
Готика как музыка является тем, что стало ключевым элементом для входа
в субкультуру совершенно разных элементов и основой для создания
готической субкультуры, для появления понятия "готы". Готическая музыка
- эмоционально-сильная и одновременно утонченно-романтическая как своей
музыкальной структурой так и текстами. Впервые термин gothic по
отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для
характеристики произведений KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR).
Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних
этапах становления "готики") в большей степени повлияла не музыка
средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо
сильнее), а, скорее, "готический" ("черный") роман и стихи эпохи
романтизма (Мэри Шелли, Волпоул, Бодлер, етс.) со всей их холодной и
необычной романтикой, вампирско-вурдалакской образностью, эстетикой
кошмара и психологических изысканий. И в то же время различные
произведения философии индивидуализма (Сартр, Камю, етс) оказали также
решающее действие. Те группы, которые в последствии, в начале 80-тых,
стали фактическими основателями готики - THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS,
FIELDS OF THE NEPHILIM, THE CURE, etc. уже гармонично сочетали в своем
творчество элементы как философии так и мистики, при этом подавая
данную смесь, высоко-эмоционально привлекали совершенно нестандартным,
невиданным колоритом и тотальной инновативностью идей сочетания музыки,
имиджа, эротики, философии, етс. Характерным следствием интереса групп
к пограничным сторонам сознания и жизни стало воссоздание в готической
музыке всего комплекса элементов различных философий, жанрово -
стилевых особенностей культово - ритуального искусства, тяготение к
образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил,
нашедших отражение в песенных текстах, необычном имидже и сценическом
действе. Если пытаться отследить эволюцию развития такого
мультижанрового культурного пласта как готика, то нужно отметить, что в
своем развитии "готика" прошла несколько этапов - от прото-готики
рубежа 70-80-х к готик-року и начала волны dark wave, goth electronics
середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию "готических"
направлений 90-х и до тотальной интеграции во все пограничные жанры на
данный момент - 2000-ные. В результате, к началу второго тысячелетия
готика - это стиль, диапазон саб-жанров которого, простирается от
тяжелых готик-металлических и готик-роковых разновидностей, всех видов
электроник и танцевальной музыки (dark wave, synth pop, dark electro,
future pop) до чистой акустики, поп-готики, а также нео-классики -
оркестровой, оперной и камерной готики, и в том числе - фолковой и
этнической готики. Все саб-жанры готики равны по своей роли и важности
для формирования готики как музыки так и субкультуры.
6. История готики как субкультуры
6.1 Музыка.
Нужно отметить, что несмотря на то, что с точки зрения музыкальных
критиков из журналов New Music Express и Sound первые ростки "готики"
появились на рубеже 70-80-х, та готика, которую мы знаем, возникла в
1984-1985 году. Она возникла из хмурой силы умирающего пост-панка (Joy
division, Virgin Prunes, Siouxie and the Banshees, etc) и энергии
прогресирующей электронной британской "новой волны" (new wave). В тот
момент молодежь уже насытилась простым мраком пост-панка, а рок-музыка
четко определила свою заезженную колею и потому не было никакой
альтернативы. Тогда-то и обозначилось одно наиболее декадентское,
апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания музыкальное
течение - готика. Сам термин "готика" тогда еще широко не использовался
(хотя уже был придуман) - беспорядочно употреблялись и смешивалсиь
понятия типа dark punk, dark wave, new wave и cold wave (все это
определяет термин "прото-готика"). Среди представителей этого
направления надо назвать JOY divISION, BAUHAUS, SOUTHERN DEATH CULT,
TONES ON TAIL, THE LORDS OF THE NEW CHURCH, SEX GANG CHILDREN, RED
LORRY YELLOW LORRY, VIRGIN PRUNES, ALIEN SEX FIEND, SPECIMEN и др.
Критика долгое время употребляла различные названия. Но вскоре готик-группы основатели стиля - THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, THE CULT, FIELDS OF THE NEPHILIM, THE CURE стали настолько выделятся на фоне остальных музыкальных проектов стилистики post punk / proto goth (пост панка . прото-готики) того времени своей концепцией, что единое обозначение для всего этого стало само напрашиватся. Совершенно необычно то, что несмотря на совершенное разную музыку (у всех групп были свои корни - рок, пост-панк, электроника) и не знание о сущестовании себе подобных - все готик-групы: а) носили почти тотально черную одежду (в смеси с красным), сугубо серебряные украшения и использовали схожий имидж как на сцене так и в жизни (!) и б) писали тексты песен, сочетающие философию и мистику и с) создавали соотвествующее очень эмоционально напряженную и атмосферную музыку. Именно атмосфера музыки, схожие идеи эмоционального индивидуализма и броский "строгий" имидж вызывали одно четкое определение, которое не могло не возникнуть в в начале 80-тых - ГОТИКА.
Все это внезапно пришедшее поколение в "монашеском" черном с идеями о
возрождении романтики и правды средневековья в душах, умах и внешнем
виде сочетало идеи о боге и дьяволе в творчестве, чистоте и порочности
в имидже, и еще много несочетаемых элементов. На то время (конец
70-тых, начало 80-тых) не существовало единой музыки и идеи, которая бы
объеденила людей со схожими интересами в жизни и нестандартными,
авангардными, "умными", dark romantic, вкусами , но уже было поколение,
которому нужно было больше от жизни, музыки, арта и всех смежных
областей. Это поколение, вслед за группами, начало также одеватся в
черное, глядя на музыкантов, которые и на сцене и в жизни
придерживались черного имиджа и своих взглядов на жизнь. Первыми готами
в 1980-тых были люди, которые часто находили в этой музыке свои
жизненные принципы и которым была нужна энергия возвышенной, печальной
или мрачной готики, с умными и ироническими текстами....В отличие от
остальных - ГОТЫ ЧЕРПАЛИ И ЧЕРПАЮТ СИЛУ именно с этой музыки, которая
другим казалась просто мрачной, "загружающей" и суицидальной.И тогда же
в 1980-тых годах газеты и журналы Melody Maker и New Music Express, а
также общество назвало эти группы ГОТИЧЕСКИМИ, а людей, которым
нравилась эта музыка - ГОТИКА , ГОТИЧЕСКИЙ РОК ( gothic , gothic rock )
и тех, которые начали жить определенным стилем жизни - ГОТАМИ. Повторно
и более детально можно остановиться на том, почему же группы называли
именно "готическими". Готическими, по всей видимости, по следующим
причинам:
Во-первых, мощный, зычный "готический" ("варварский" )
вокал вызывал сравнение с мощным старинным, мрачным и энергическим
зовом племени готов.
А во-вторых, одеты были группы "под" Средневековье : черный бархат и
старая средневековая черная одежда, сапоги, сугубо серебряные
украшения, длинные буйные и хаотические волосы ( часто кстати
смешивалась различная стилистика, так, например, много групп выглядели
как средневековые ковбои - готы ( ковбойские сапоги, средневековые
шляпы, старинная стилистика,) например Fileds of the Nephilim и The
Sisters of Mercy ( на определенном этапе ) ( на сегодня большинство
готов преимущественно объединяют в одежде черную кожу и обыкновенную
черную одежду).
В-третьих, в текстах групп ( особенно The Sisters of Mercy и The Mission ..) звучали такие элементы как познание, вера, индивидуализм, вера в себя, бог, душевная боль, мистика, борьба против догм общества, призыв дойти к себе через преграды общества и т.д.
И в-четвертых, их композиции несли так называемую "готическую" атмосферу - настроение мрачного пафоса, возвышенности, искренней боли, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, и общая атмосфера и тексты были насыщены мотивами познания себя, бесконечного поиска истины, псевдосуицидальной экзальтации, вечного сочетания любви-смерти, ухода в иные миры... При этом музыка оставалась достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности, хотя и весьма минималистичной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью "бесчеловечных" синтезаторов и драм-машин.
Тогда и появился символ готов ( философских готов ) - звезда , которая символизирует знание, к которому идет человек, и обгорелая кожа на человеке, как символ того, что он должен продираться через общество и его принципы, чтобы дойти до своей цели...Этот символ создан лидером готической группы THE SISTERS OF MERCY - Andrew Eldritch'ом, которого считают крестным отцом готики, человеком, который создал этот стиль. Про него достаточно мало известно, кроме того, что он знает 8 языков, объездил весь мир, жил в Индии и Саудовской Аравии, никто никогда не видел его глаз, потому что он всегда носит черные очки, он не любит журналистов, издает один альбом в течении 10 лет, 8 видео, которые считаются одними из наилучших в этой области, все релизы его стали "золотыми", и о текстах песен его пишут книги, настолько они сложны и одновременно грамотны.
В то же время появился другой символ готов ( мистических готов ). Он, кроме своего старинного значения, еще символизирует объединение мистики с философией в готике. Одно из значений анка - вечная жизнь. Но большинстве своем символика и точки зрения разделились - одни считали, что готика - это более "темная" , мрачная, музыка и субкультура, связанная с сугубо темными сторонами жизни - мистикой, оккультизмом, и т.д. Другие же считали, что готика - это больше философия и мировоззрение, базирующееся на самопознании путем музыки и прилегающих областей. На сегодня в готике есть и те и другие. Общая же концепция, что-то сочетающие различные эементы. Нужно отметить, что на сегодняший день анк является международным символом всех готов. Кроме этого среди символов, которые готы носят на теле, есть много символики старинного происхождения - египетская, фракийская, средневековая, etc.
6.2 Имидж.
Одежда сначала была просто сурово матерчато-черная, а со временем
(1990-тые) стали сильно преобладать элементы черной кожы. Сочетания
старинных викторианских одежд, элементов кибер-сексуального фетиша,
корсетов дало то, что стало отдельной веткой моды и, как ни
парадоксально, стандартным видом готов. Кстати, с моей точки зрения,
черный цвет одежды был тоже протестом против общественной точки зрения
(черное - плохо, черное - сатанизм, etc). Еще и сегодня готов успешно
путают с сатанистами, как в средствах массовой информации, так и среди
разных людей...Еще в 80-тых готы выделялись среди остальных
"волновиков" своим мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный
грим, серебряные украшения) и, главное, мироощущением. В их творчестве
это выражалось, в том числе, в приверженности к холодным синтезаторным
и "преобразованным" гитарным тембрам, безжизненным механистичным
ритмам, в "закодированности" песенных текстов, в общем упадническом
духе их музыки. Стилевые особенности готики (gothic) складывались во
многом параллельно с поисками синтез-попа и "нового романтизма".
6.3 Литература, арт и фото.
В конце 80-тых - в начале 90-тых готика трансформировалась и вобрала в
себя прилегающие области искусства - литературу (gothic novell,
decadance), кино (psycho, thriller, gothic), арт (gothic & dark
art), фото (dark erotic, fetish) и другое. Точнее, все это существовало
и раньше, но только в этот период получило соответсвующий термин -
готика.
6.4 Готические журналы 1980-2000.
Появились журналы, которые были целиком посвящены готике (gothic) и
стилям , входящим в понятие gothic/industrial сцены: synth pop,
industrial, dark wave, EBM, dark electro, medieval, dark folk, new
wave, neo classic, etc. Первая волна ("Naked truth", "Propaganda",
etc.) так называемых zines быстро отсеяла ненужные издания. Среди вала
разной литературы со временем з часом выделились четыре признанных
мировых лидера - "Orkus" , "Zillo", "Sonic Seducer", "Gothic". Все эти
журналы издаются в Германии.
6.5 Развитие готики и ее поджанров.
С конца 80-х поднялась так называемая вторая волна "готики" (THE
SHROUD, ROSETTA STONE, LONDON AFTER MIDNIGHT, MEPHISTO WALZ, CORPUS
DELICTI и т.д.). А с середины 90-х в "готике" начали прослеживаться
новые тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и
стилевой сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal,
dark folk, electro-goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой - со
стремлением "готики" войти в соприкосновение с пограничными
субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные
возможности.
В 1993 с выходом альбома Bloody Kisses группы Type o Negative заговорили о существовании стиля готик-метал (gothic metal). Его сущестовавание и успешное развитие подтвердили и закрепили такие группы как: Paradise Lost, Secret Discovery, EverEve, HIM, Oomph!, Rammstein, etc., которые к своей музыкальной основе стали примешивать все больше электроники, клавишных и женских вокалов. Бывшие металисты и просто поклонники металической музыки начинают вливаться в ряды готов, таким образом, давая свежую кровь стилю и субкультуре. В конце концов, готик-метал начинает впитывать в себя все больше элементов готики и превращаться в стиль, который наравне с другими более "массовыми" саб-жанрами готики (synth pop, electro, future pop, gothic rock) очень популяризирует готику, еффективно приводит в ряды сцены "новых" готов и вовсю "несет" готику в народ.
К 1998-1999 на готическую сцену на более серьезном уровне из Германии приходят проекты, замешанные на модной электронной "темной волне", которые еще с 1988-1989 гг. делали главный упор в готик-музыке на электронику - Girls Under Glass, Deine Lakaien, In My Rosary, Love is Colder Than Death, etc...Этот поток быстро начинает возрастать одновременно с возрастающим колличеством поклонников электронной готики и близких к ней стилей. Многие любители таких стилей как techno, trance, rave и electro pop начинают переходить на сторону готической (и около-готической) электроники - dark wave, electro, EBM, synth pop, dark electro, gothic industrial, synth goth, etc..Таким образом в готику вливаются все новые и новые "донации" из разных поколений и любители совершенно различной музыки.
7. Классификация : готик-сцена (готика)
Сегодня "готика" или же "готик-сцена" внутри себя подразделяется на множество направлений, которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно объединить в несколько групп. Впрочем, нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению. Эмоциональный диапазон "готики" также чрезвычайно широк - от легкой меланхолии, холодной грусти одиночества и тематик любви-смерти, до полного сумрака, холодящих образов Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (некоторые современные команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить возрастание на готик-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в последнее время - и славянских. На данный момент "готика" представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. Ведь в 90-е появилось уже целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и "готической" литературой, живописью, кино, следуют "готической" моде, устраивают костюмированно - театрализованные вечеринки и т.д. Но все же базовым элементом привлекающим все больше людей является готическая музыка в целом и все ее поджанры в частности. Поэтому для гота важно знание того, какой стиль ему больше всего нравится (классификации) для того, чтобы искать музыку в изданном ключе или же подобных вкусах.
8. GOTHIC ROCK
8.1 Post punk / proto - goth.
Инфо: Стиль берет свое начало с конца 70-тых - начала 1980-тых. Корни
готики - сочетание отрешенности пост-панка и холодности британской
"новой волны". Началом отсчета "готики" можно считать как альбомы Joy
division "Unknown Pleasures" (1979), так и первые работы Bauhaus, в
частности, сингл "Bela Lugosi's Dead" (1983), записанный специально как
саундтрек для готического фильма "Голод" (The Hunger). А также ранние
синглы The Sisters of Mercy (до 1985 г.) и их первый EP - "Reptile
House". The Cure с самого начала так же следовали стилистике
post-punk'a / proto goth - "Pornography" . Составляющая музыки :
драм-машины и басс-гитары, вокал - выкрикивающий слова или
"завывающий". Попытка создать максимально отрешенную атмосферу музыке и
сложные тексты.
Группы и наиболее характерные для ознакомления со
стилем альбомы: Joy division "Unknown Pleasures" (1979), The Sisters of
Mercy "Reptile House E.P" (1983), The Sisters of Mercy "Some Girls
Wander By Mistake" (1992) Bauhaus "In the Flat Field" (1981), Joy
division "Closer" (1980)
Статьи о группах: The Sisters of Mercy - крестные сестры Готики... ,
Fields of the Nephilim. Сыны ангелов , The Cure - истeрия отчаяния
Mp3 для ознакомления с post punk / proto - goth : Bauhaus - "Dark Entries" ,
Video-клипы для ознакомления с post punk / proto - goth : "Bauhaus - Bela Lugosi's Dead" (1983)
8.2 Gothic-rock / proto goth.
Инфо: Время основания - начало 80-тых. В это время указанные группы -
The Sisters of Mercy, The Mission, The Cult, Bauhaus, Siouxie and the
Banshees, etc. - уже были названы "готическими" различной прессой (New
Music Express, Sound, Billboard). Cами группы уже признавали, что они
готы и таким образом начали формировать готик-сцену, но еще не знали,
что именно в их творчестве называют готикой. В различных альбомах есть
различная готика: "Настоящий" готик-рок ("true gothic rock") группы The
Sisters of Mercy в альбоме "First and Last and Always" (1985), этот
альбом, кстати, до сих пор многие cчитают лучшим, классическим образцом
готик-рока, подобного которому уже нет. Определение "hard and heavy
gothic" характерно для группы The Cult во всех ее альбомах после 1985
года - "Sonic Temple", "Electric", "Ceremony" (1990). Критики
употребляли даже понятие "цветочная" готика ("flower gothic") определяя
таким образом акустический звук группы The Mission в альбомах "Masque"
(1992) и "Carved in Sand" (1989). Готик-группа ALL ABOUT EVE создает
основу для последующих как готик-акустик групп, так и для готик-рока с
женским вокалом. Характерным, "образцовым", акустическим готик-роком я
бы назвал замечательную испанскую готик-группу Heroes del Silencio -
"Senderos de traicion" (1990). Музыка gothic-rock / proto goth:
Эмоциональные рок-гитары и холодная синтезаторная или драм-машинная
основа. Иногда дополнено акустическими инструментами. Зычные готические
вокалы (The Sistеrs of Mercy, Fields of the Nephilim, etc) и
"страдающий", "плачущие" вокал (The Cure, The Mission, etc).
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы: The Sisters of Mercy "First and Last and Always" (1985), The Sisters of Mercy "Floodland" (1986), The Mission "God's Own Medicine" (1986), The Cult "Love" (1985), Fields of The Nephilim "Downrazor" (1883), Bauhaus "Gotham" (1998), The Cure "Faith", "Pornography".
Статьи о группах: The Sisters of Mercy - крестные сестры Готики... ,
Fields of the Nephilim. Сыны ангелов , The Cure - истeрия отчаяния.
Mp3 для ознакомления с gothic-rock / proto goth : The Sisters of Mercy
- "Dominion" , The Mission - "Wasteland" , The Sisters of Mercy -
"Black planet" , The Cult - "Rain" , Christian Death - "The Drowning".
Video-клипы для ознакомления с gothic-rock / proto goth : The Sisters of Mercy - Walk Away" (1985)
8.3 [neo, modern] Gothic-rock.
Инфо: Время основания - середина 80-тых начало 90-тых. Первая волна -
London After Midnight, Inkubus Sukkubus, The Garden of Delight, Love
Like Blood, Die Laughing, Rosetta Stone, Children on Stun, The Wake,
Faith and the Muse, Vendemmian, Nosferatu, Corpus Delicti, , Two
Witches, Giant's Causeway, The Shroud, Moonchild, Mephisto Walz и
другие. Группы "современного" (neo-gothic rock) являются "истинной"
готикой (true gothic), так как эти группы уже сознательно играли готику
и придерживались готического имиджа. Кроме того назвать их
представителями какого-либо другого стиля уже невозможно.Многие группы
первой волны готик-рока былы стилистически и музыкально похожи, так как
большинство групп "косили" под родоначальников стиля и ничего
собственного, оригинального у них не было. Это и вызвало много нападок
на готику как "примитивный", простой стиль, в котором на первом месте
стоит имидж, цвет одежды, etc. - но музыка не оригинальна. Со временем
пошла вторая волна - из первой волны отсеялись "клоны", и группы стали
играть по-своему оригинальную музыку. Появились (или перешли на
качественно иной уровень) оригинальные готик-рок группы, которые уже не
уступали основателям стиля ни атмосферой ни техникой передачи идеи -
The Merry Thoughts, Lacrimosa, Human Drama, The Marionettes, Big
Eletric Cat, Love Like Blood, Heroes del Silencio, Star Industry...
8.3.1
Некоторые группы смогли разработать свой стиль в узких рамках
готик-рока, к примеру Inkubus Sukkubus и Faith and the Muse - языческий
готик-рок (pagan gothic rock) с изумительными, ангельскими женскими
вокалами, начало которому дали ALL ABOUT EVE.
8.3.2
Американский проект Human Drama (а также испанцы Heroes del
Silencio) окончательно ввели термин "акустический готик-рок" (acoustic
gothic rock) в употребление.
8.3.3
В начале только голландская группа Clan of Xymox, а со временем и
немецкий проект Behind the Scenes и некоторые другие заиграли смесь
gothic rock / cold wave, названную некоторыми критиками synth gothic
(rock). Нужно отметить, что возможно более правильно в данном случае
было бы употреблять обозначение gothic rock / cold wave crossover.
8.3.4
Готик-группа The 69 Eyes обозначает себя как "goth and roll"
(хотя звучат как gothic rock). В то же время достаточно оригинальная
готик-группа Lacrimosa играет весь спектр готики - от готик-рока до
пианных соло, а потому конкретно обозначить ее стиль сложно, по-этому
для обозначения стиля часто используют просто общее слово "готика".
Музыка gothic rock: Эмоциональные рок-гитары и холодная синтезаторная
или друм-машинная основа. Иногда живие барабаны. Элементы фолка и
этноса. Иногда дополнено акустическими инструментами. Мощные, "зычные"
мужские вокалы и "злые" ведьмовские женские вокалы.
9. GOTHIC metaL [готик-метал]
Инфо: Время основания - середина 90-тых (1993-1995). Родоначальники стиля бывшие метал-группы - Type o Negative со своим альбомом "Bloody Kisses"(1993) и My Dying Bride с альбомом "Turn Loose Swans" (1994) и частично "утяжеленные" в ходе музыкальной эволюции готик-рок группы - Dreadful Shadows, Love Like Blood (поздние), Lacrimosa. Первыми настоящими и образцовыми готик-метал песнями, с моейм точки зрения, можно считать "Christian Women - part 1" и "Black N1" группы Type o Negative.
Некоторые критики считают "утяжелившиеся" готик-рок группы полноценными отснователями готик-метала(уже упомянутые Dreadful Shadows, Love Like Blood, etc.). Нужно отметить, что по иронии судьбы большинство из них заиграли готик-метал намного позже, чем выходцы из метала, поэтому на первых этапах за готик-металом в прессе закрепился статус более "металического" стиля чем готического. Да и освещался стиль сначала только в метал-зинах ("Hammer", "Kerrang", etc.). Естественно, сейчас готик-метал с "классическим" металом уже имеет очень мало общего и является равноправным сабжанром готики. Тексты готик-метал групп - всех спектров и разновидностей. Музыка gothic metal: Четкие гитарные рифы, синтезаторные проходы и, зачастую, на электронной основе. Практически полное отсутсвие соло. Обилие хоралов и женских бэк-вокалов. Вокал - обычно чистый мужской голос (иногда немного "рычащий") и второй вокал - "ангельский" женский или второй мужской, поющий "речетативом". Картина поменялась с приходом готик-метал и различных crossover групп с сугубо "ангельским" женским вокалом: Within Temptation, Theatre of tragedy, Nightwish, Evanscene, etc. В последнее время, начиная с 1996 с альбомом "One Second" готик-метал группы Paradise Lost, стало входить в моду использование различных семплов и электронных вставок. Подобный звук (готик-метал в смеси с dark электроникой) практикуют Theatre of tragedy, Secret Discovery, EverEve, etc. Он на сегодня и является характерной чертой готик-метала. Также с середины 90-тых стилистические границы стиля начали расширятся и появились совершенно различные и часто совсем не схожие между собой, разновидности gothic metal : (gothic) love metal (HIM, To Die For, Entwine, Charon, Schock, The Rasmus, etc), sympho-gothic metal (Nightwish), а также "(gothic) folk metal", "folk rock" или "medieval metal" (In Extremo, Subway to Sally, etc.). Заметна тенденция, что как у других саб-жанров готики в ходе технологических инноваций с каждым годом заезжженая и технологически-устаревшая металическая составляющая готика-метала все более заменяется электронной или индустриальной основой.
10.1 Gothic metal / love metal.
Инфо: Стиль появился в 1996 г. вместе с альбомом "Greatest Lovesongs
Volume 666" финской готик-группы HIM (His Infernal Majesty). Gothic
love metal - это разновидность готик-метала, акцентирующая внимание на
темах смерти и любви. В музыке присутствует некоторая доля поп-музыки.
Вокал - всегда чистый и протяжный. Группы, в основном, из скандинавских
стран. Родоначальник стиля - финская группа HIM. В одном из интервью
Villе Valo (HIM) отметил, что "сам стиль, love metal, это та музыка,
которую готы слушают когда любят".
10.2 Gothic folk metal ("medieval metal" / "folk metal" / "folk rock").
Инфо: Появился в середине 90-тых в Германии вместе с появлением групп
Corvus Corax и In Extremo. Gothic folk metal - разновидность
готик-метала с элементами medieval и folk (в основном шотландские
волынки). Музыка (gothic) folk metal / medieval metal: В большинстве
случаев - это готик-метал, разбавленный фолковыми инструментами и/или
электроникой. В основном, вокалист поет речетативом или вся группа поет
хором. Тексты навеяны средневековьем и его атмосферой. В музыке
присутсвует некоторое колличество электроники (Tanzwut) или же
отсутсвует вокал (Corvus Corax) или есть добавки классических
инструментов (Letzte Instanz). Родоначальниками стиля можно считать In
Extremo.
11. GOTH ELECtrONICS (and GOTH RELATED ELECtrONICS)
В целом, творчество goth electronics проектов разнородно и сочетает весь спектр стилей: dark wave, cold wave, dark electro, electro, goth synth. Среди пограничных готик-электронике стили (а потому многими относимых в готике) я бы выделил: EBM, synth pop и future pop. Как видно сейчас из прессы разнообразие саб-жанров и названией удивляет и поэтому, разделять стилевые особенности каждого саб-жанра очень сложно и эта тема (как и остальные) является почвой бесчисленных споров. Одно можно сказать на сегодня уверенно - какими бы ни были основы различной готик-электроники, сейчас она являет собой такой же краеугольный элемент готики (готик-сцены) как и стили-прародители.
11.1 Dark Wave.
Инфо: Стиль появился достаточно давно, в середине 80-тых, и корни его
нужно искать в стилях new romantic, new wave и частично среди
групп-основателей industrial, в частности - в творчестве Depeche Mode,
Gary Numan, Cabaret Voltaire, Wolgang Press, Human League. В основном,
так называемой new wave. В творчестве этих групп время от времени
проскальзывали достаточно "мрачные", печальные мелодии. Со временем
выделился блок групп, создающих исключительно холодную (cold wave) или
темную электронику (dark wave). В основном, это были немецкие группы,
поэтому со временим стали употреблять термин "немецкая школа dark
wave", которая породила таких монстров жанра как Deine Lakaien, Diary
of Dreams, Girls Under Glass, а далее Wumpscut и остальных. В целом,
кроме перечисленных колективов можно назвать такке много других мировых
групп, которые принимали участие в формировании стиля - Love is colder
then death, In My Rosary, Ikon, Razed in Black, B-TON-K, etc. Основными
лейблами-оплотами, выпускающими dark wave/cold wave в стали "Dark Star"
и "Strange Ways".
Группы и наиболее характерные для ознакомления со
стилем альбомы: Deine Lakaein - "Dark Star" (1991), "Forest Enter Exit"
(1993), "Winter Fish Testosterone" (1996) "Kasmodiah" (1999), Diary of
Dreams "Panik Manifesto" (2002), Razed in Black "Oh my goth!" (MCD,
2001), Girls Under Glass "Darius" (1992)
11.2 EBM.
Инфо: Единоличными идеологами и родоначальниками стиля EBM является
группа Front 242 и все ее участники, а также, естественно, side
projects. Свой отсчет EBM ведет с 1982 года с появления альбома
"Geography" группы FRONT 242. Как отмечают многие критики, корни EBM
cтоит искать в эпоху Kraftwerk и Cabaret Voltair (70-тые), так как
именно упомянутые группы оказали существенное влияние на создателей EBM
и участников групп Front 242, Front Line Assembly, Nitzer Ebb, Puppie
Fabrik, The Klinik, etc. EBM-культура, однажды появившись, успешно и
надолго определила направление электронного underground'a конца 80-тых
годов. Короткие стрижки или же выбритые виски, сугубо кожаная одежда, а
также различные элементы кибер-панка в жизни и имидже стали
отличительными признаками сначала EBM-щиков,а потом и поклонников
всякого рода индастариала и кроссоверов как европейской (в частности -
немецкой), так и канадско-американской школы - KMFDM, Die Krupps,
Oomph!, Cubanate, Das Ich, Young Gods, etc. так и американской -
Ministry, Gravity Kills, Nine Inch Nails, Pig, Revolting Cocks,
Pigface, My LIfe With A Thrill Kill Kult, Skinny Puppy, Think About
Mutation.
Субкультура первично охватила творческую, "технологическую" и артовую
молодежь - компьютерщиков, дизайнеров и всех, как-либо связаных с
восходящими мультимедиа-технологиями. Подобная аудитория во многом и
определила развитие электронных направлений ebm, dark electro, dark
wave и также в чем-то industrial как стилей, расчитанных на узкий круг
понимающих, исходно позиционируя себя осторонь масс- и поп-культуры как
субкультуру индивидуалов. Подобные схожие с готикой черты со временем и
дали основу для сростания и скрещивания субкультур и музыки со столь
разными корнями - EBM и готика. Скрещивание, которое породило многие
разновидности готик-электроники - electro, dark electro, dark ebm, goth
synth. Кроме FRONT 242, FRONT LINE ASSEMBLY и NITZER EBB среди групп,
разработавших EBM во всех его разновидностях можно упомянуть - The
Klinik, Covenant, Insekt, dive, Puppie Fabrik, Click Click, A Split
Second, Suicide Commando, dive, etc. Одной из групп которые расширили
рамки EBM и со временеми дали стилю новую жизнь - electro, является
Covenant. Современное поколенние EBM (еще одно название "retro-EBM") -
это C-TEC, Kultur Kultur, etc. В музыкальном плане для EBM характерны:
всегда достаточно мрачные мелодии, главный признак EBM - четкий
размеренный и жесткий "EBM"-бит. Музыка насыщена атмосферой холодной
агрессии, сконцентрированной технологической силы и ярости. Вокал -
дисторшированный, искаженный примочками, холодный, отстраненный или
шепчуший, "злой". Тексты сложны и посвящены тематикам социума, смерти,
глубоким внутренним переживаниям человека, политике, мировым проблем,
etc. Эдинственный яркий аналог мировой культуры EBM на просторах СНГ, о
котором мне известно - это российско-американская группа "Танцы На
Воле", песня которой "Телевизионный Снег" безусловно войдет в историю
жанра как один из лучших EBM-хитов.
Группы и наиболее характерные
для ознакомления со стилем альбомы: Front 242 "Geography" (1982),
Nitzer Ebb "That Total Age" (1987), Bigod 20 "Body & Energize"
(1988), Pouppee Fabrikk "Rage" (1990), Oomph! "Oomph!" (1992), Front
Line Assembly "Total Terror Part II" (1986/1987), Die Krupps "Volle
Kraft voraus!" (1982), Танцы на Воле "Телевизионный снег" (1998).
11.3 Electro / (Dark electro).
Инфо: Группами, определившими стилистические границы electro и наиболее
ярко воплотившие его в своем творчестве, являются эвро-"тройка" :
Project Pitchfork (Германия), Covenant (Дания), Apoptygma Berzerk
(Норвегия). Более поздние проекты, в принципе, уже только разрабатывали
уже созданую линию, среди них - Icon of Coil, Seabound, etc. Корни
electro уходят в EBM, можно даже сказать что EBM стал основой electro.
Оба стиля имеют много общего, поэтому, в принципе, многие путают два
этих направления. Группы-пионеры electro создавали музыку недалекую от
грандов EBM - Front 242, Front Line Assembly, A Split Second, etc. В
своём начале зарождающееся electro был достаточно "приготиченым" стилем
- мелодии в основном, мрачные, четкий, размеренный бит на основе EBM и
было многими названо dark electro. Я бы назвал это ранним dark electro.
Этим звуком отличаются ранние альбомы Covenant, Project Pitchfork,
Apoptygma Berzerk, In Strict Confidence. Но вскоре, в творчестве
указаных коллективов, начинают прослеживатся "отклонения" от канонов
EBM. Прежде всего, electro как стиль выделился в музыкальном плане: в
отличие от EBM темп стал быстрее, учащались вкрапления ранних IDM- и
techno-элементов, музыка стала более "несущей вверх" и легкой по
атмосфере, а потому приставка dark уже не подходила и осталось только
слово electro. Таким образом, вскоре (середина - конец 90-тых), как
Project Pitchfork так Covenant и Apoptygma Berzerk выработали свой
собственный, разнотемповый, возвышенно-атмосферный, ритмичный и
тотально-клубный звук - electro. Группы и наиболее характерные для
ознакомления со стилем альбомы: Covenant "United State of Mind" (1999),
Apoptygma Berzerk "Apopcalyptic Manifesto" (1998), Project Pitchfork
"Timekiller" (2000)
11.4 Dark electro.
Инфо: С моей точки зрения исторически и музыкально можно выделить две
разновидности (волны) dark electro: ранее dark electro (dark
electro/EBM) и современное dark electro (dark electro).
11.4.1 Ранее dark electro (dark electro/EBM).
Ранее dark electro (dark electro/EBM) или же с подачи многих
музыкальных критиков "dark EBM" - это уже упомянутое, "зарождающееся"
electro периода формирования на основе EBM (приблизительно 1992-93 г.)
которое было названо dark electro. Для раннего dark electro характерны
явные элементы материнского стиля - EBM. Ярким образцом стиля является
альбом Covenant - "Sequencer".
11.4.2 Современное dark electro.
Как уже говорилось, современное electro
характеризуется легкостью ", несущей вверх" атмосферы и отнють не
является мрачным. В то время как современное dark electro можно
детерминировать как "мрачное", более жесткое electro. Современными
представителями стиля dark electro можно считать In Strict Confidence,
большую часть творчества Project Pitchfork, часть творчества L'ame
Immortelle (с участием мужского вокала), поздняя часть творчества
Wumpscut, ASP, часть творчества VNV Nation и т.д.
В музыкальном плане dark electro отличается от electro злоупотреблениями в плане
дисторшированых и "хриплых" вокалов, жестким саундом, тотально мрачной
атмосферой. В принципе, dark electro очень тяжело отделить от electro
для непосвященного слушателя. "Гимном" dark electro и треком, наиболее
характеризующим стиль, я бы назвал песню In Strict Confidence - "Kiss
You Shadow". Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем
альбомы: Covenant "Sequencer" (1993), In Strict Confidence "Love kills"
(2000), Wumpscut "Wreath of Barbs" (2001), Assemblage 23 "Failure"
(2001), L'ame Immortelle "In Einer Zukunft Aus traenen Und Stahl"
(1998) & "Wenn Der Letzte Schatten Faellt" (1999), ASP "Hast Du
mich vermisst? Der schwarze Schmetterling" (2000).
11.5 Future pop (electro pop).
Инфо: Флагманами загадочного стиля с именем "поп будущего" (future pop)
является, с легкой подачи самих себя же, группа Apoptygma Berzerk.
Вообще-то, еще до появления надписи future pop на постерах Apoptygma
Berzerk данное обозначение уже возникало у многих критиков для описания
"несущей", возвышенной и уже не такой мрачной атмосферы и музыки новых
альбомов Covenant ("United State of Mind", 2000), VNV Nation
("Empires") и уже упомянутой Apoptygma Berzerk ("Welcome to Earth",
2000), а также - Projekt Pitchfork ("Daimonion", 2001). Наблюдается
закономерность - стоит только группе подписать контракт с крупной
студией, как звук у нее становится более уходящим в "поп-область". Что
и случилось с ведущими ранее electro / dark electro командами
(COVENANT, VNV NATION, APOPTYGMA BERZERK). В принципе, можно сказать,
что future pop, это не что иное, как уход electro и dark electro в
сторону synth pop. Gothic goes pop. А если еще проще, то future pop =
звук electro + атмосфера synth pop. Новый альбом Apoptygma Berzerk -
"Harmonizer"(2002) фактически считается гимном приходящего поколения.
Нужно отметит, что future pop являеться для многих групп одной из точек
на дороге электронной инновации, которая началась для них с ebm (в
конце 80-тых) и неизвестно куда приведет дальше.
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы: Covenant "United State
of Mind" (2000), VNV Nation "Empires", Apoptygma Berzerk "Welcome to
Earth" (2000), Projekt Pithfork "Daimonion" (2001), Apoptygma Berzerk
"Harmonizer" (2002).
11.6 Electro-goth [Goth electro].
Инфо: Этот странный термин можно внести в классификацию по причине его
частого употребления различными музыкальными критиками. Интересно, что
есть две точки зрения на этот счёт - первая (к которой склоняюсь и я)
это, то что electro goth есть не что иное как gothic rock / dark wave
(dark electro) crossover (иногда есть элементы industrial). В таком
случае, к группам, которые играют в данном стиле можно причислить
London After Midnight, Diorama, Behind The Scenes, Cruxshadows. Есть
также критики, употребляющие термин goth electro вместо dark electro
(вторая точка зрения), а иногда и как сокращение от обобщающего термина
gothic electronics, что вносит еще большую путаницу.
12. GOTHIC INDUStrIAL & CROSSOVERS
Инфо: Как стиль gothic industrial четко появился с легкой руки музыкальных критиков для описания творчества американских групп Sunshine Blind и Collide в 1995-1996 гг. С моей точки зрения, родоначальниками стиля являются Curve с альбомами "Fait Accompli", "Cockoo", etc, так как они были первыми, кому удалось успешно сочетать агрессию cold/dark электроники и тяжелых "индустриальных" гитар с "ангельским" женским вокалом.
12.1 Gothic industrial (with female voice).
В связи с тем, что у всех
перечисленных групп вокал женский, сформировалось клише, что
готик-индастриал - это индастриал с женским вокалом. В принципе это
так, но нужно учесть, что музыка группы должна нести еще и
соответсвующую атмосферу. Классической работой в жанре готик-индастриал
можно считать альбом "Liqud" (1996) группы Sunshine Blind. Тоже самое
можно сказать про группу Waiting for god. Группой, которая сама
позиционирует себя как gothic industrial и хорошо раскручивающей стиль,
являются известные немецкие музыкальные инноваторы Das Ich.
12.2 Gothic industrial / electro-metal crossovers / "neuen deutschen haerte".
В середине 90-тых в Европе стали популярны смешения
индастриала и метала (по утверждениям других критиков - метала и
электро), которые также начали называть "goth industrial". Подобные
смешения породили путаницу в класификации и их до сих пор называют
совершенно по-разному: "goth industrial", "metal / electro сrossover",
"goth metal / industrial crossover". Готик-индастриалом можно назвать
ранный Rammstein, поздний Oomph!, поздний Megaherz, Eisbrecher,
Ewigheim, Zeromancer, Uranium 235 и других. Учитывая тот факт, что
удельный вес этих групп пришел из Германии - Rammstein, Oomph!,
Megaherz, Weissglut, Eisbrecher, Richthofen, Ewigheim, Herzer - то в
Германии стали использовать свой специфический термин - "Neuen
Deutschen Haerte (NDH)", "новая немецкая тяжесть". Группы и наиболее
характерные для ознакомления со стилем альбомы: Zeromancer "Clone your
lover" (2000), Oomph! "Plastik" (2001), Sunshine Blind "Liquid" (1996),
Curve "Fait Accompli" (1992), Curve "Doppelganger" (1992), Uranium 235
"Cultural minority" (2000), Megaherz "Himmelfahrt", (2001), Collide
"Beneath the skin" (1996), The Missing "Bleed" (2005?), Rammstein
"Mutter" (2002), Eisbrecher "Eisbrecher" (2004), Ewigheim "Mord nicht
ohne Gruend" (2001), Weissglut "Etwas kommt in deine Welt" (1998) &
"Zeichen" (2000), Waiting for god "Desipramine" (1992)
13. SYNTH POP
Инфо: Во многом отношение synth pop к готике преувеличено. Есть много
общих моментов и оба стиля переплетаются и взаимно питают друг друга
поклонниками. В целом же, как стиль, synth pop полностью автономен в
составе готик-сцены и уходит корнями в 70-тые, во времена группы
Kraftwerk, когда она еще называлась Organization. Музыка Kraftwerk была
простой и ритмичной, базирующейся только на неживой электронной основе.
В принципе, по сей день, это и есть рецепт synth pop - - простая,
ритмичная, легкая музыка, только на синтезаторной основе, обычно без
каких-либо других инструментов. Прото-синти-попом можно считать группы
"новой волны" (new wave) и "нео-романтики" (neo-romantic) активные в
80-тых - DURAN DURAN, A-HA, NEW ORDER, VISAGE, ALPHAVILLE, GARY NUMAN,
BRIAN FERRY, etc. Две наиболее известные группы с именем которых
связывают рождение стиля - DEPECHE MODE и NEW ORDER (созданный кстати
участниками Joy division). Depeche Mode считают "королями" синти-попа,
так как группа практически единолично создала каноны стиля, и породила
во второй половине 80-тых волну последователей, которые и сделали стиль
распостраненным по всему миру - De/vision, Camouflage, And One, Mesh,
Erasure, etc. К готике стиль имеет отношение только в роли пограничного
стиля. В этой же роли synth pop, его кросс-оверы с готикой, и элементы
synth pop в готике стали для многих основанием этот стиль включать в
готику, что неоправдано ни музыкально ни стилистически. Многие группы
синти-попа известны своими работами в стиле электронной готики - dark
wave - And One, etc. Многие готы слушают синти-поп, синти-поп группы
выступают на готик-фестивалях, но стиль остается не более чем
"братским" готике.
Группы и наиболее характерные для ознакомления
со стилем альбомы: De-vision "Monosex" (1999) and all other albums,
Depeche Mode "Violator" (1994), Mesh "Who Watches Over Me?" (2002) and
all albums, Camouflage (all), And One (all).
14. DARK AMBIENT
Инфо: Пришел dark ambient из ambient, который сегодня известен благодаря таким проектам как Future Sound Of London, the Orb, Eno, Aphex Twin, etc. Исходно dark ambient к готике отношения имел мало. Да и сейчас 100%-нтно утверждать, что dark ambient никто не будет. Как и с dark folk многие относят dark ambient к готик-сцене. Критики в мнениях по этому вопросу расходятся. Если же перейти к истоии, то в процессе своего становления и развития dakr ambient приобрел множество оттенков и форм. Основной характеристикой данного направления является минорное, мрачное (в ряде случаев готическое) настроение. Существует несколько разновидностей dark ambient.
14.1 Meditative Ambient.
Первой является более медитативная и мрачная
форма. Самыми яркими представителями сцены, исполняющими эту
разновидность музыки, являются коллективы, выпускающие свои релизы на
шведском лейбле Cold Meat Industry. К этим коллективам следует отнести
в первую очередь Raison d'Etre, Desiderii Marginis и Deutch Nepal. Из
отечественных коллективов хотелось бы отметить украинский проект in
meditarium. Рекомендуеется: Raison d'Etre (все альбомы), Desiderii
Maginis "Songs over Ruins", "Deadbeat".
14.2 Epic Dark Ambient.
Второй разновидностью является эпическая форма
dark ambient. К наиболее характерным исполнителям в данной области
следует отнести Mortiis, Ildfrost, Pazuzu, Burzum (два последних
альбома) и др., из отечественных - украинский проект Old Monks' Saga
(дебютный альбом). Музыка этих проектов основана на мифологических или
исторических аспектах бытия. Рекомендуются: Mortiis (все альбомы),
Burzum "Daudi Balders", Pazuzu (все альбомы), Old Monks' Saga "trilogy
of Cognition and Absolute Reason of Ancient Depth"
14.3 Black Ambient.
Некоторые критики также выделяют black ambient как
музыку в чем-то перекликающуюся с black metal. В принципе, такое
название этот саб-жанр получил в связи с тем, что black ambient
группами в основном называют sideproject'ы black metal групп. Ярчайший
представитель - шведский проект Abruptum. Иногда участники black metal
групп имеют два, ато и три black ambient проекта.
14.4 Death industrial/power industrial.
Развиваясь, dark ambient приобретал и более экстремальные формы. Так появилось направление,
называемое death industrial/power industrial. Музыка характеризуется
более мощным и резким звучанием, в большинстве своем с использованием
большого числа дисторшированного вокала. Самый яркий представитель -
шведский проект Brighter Death Now пана Карманика - шефа Cold Meat
Industry (ранние работы этого коллектива отличаются более медитативным
"эмбиентным" звучанием). В какой-то мере к death industrial можно
отнести и музыку другого шведского проекта MZ.412. Однако тут
существует некоторое смещение в сторону black metal, что очень
чувствуется в одной из самых известных их работ под названием "The
Burning Temple of God". Из отечественных проектов хотелось бы отметить
украинский проект first human ferro. Рекомендуеется: Brighter Death
Now, MZ412 "Burning Temple of God", "Battle Nordik Signs".
15. ETHNO / MEDIEVAL GOTHIC
Группой, совершившей очередной прорыв в готике и определившей дальнейшее развитие некольких саб-жанров направления, стала австралийская формация DEAD CAN DANCE. Брендан Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива, первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения, воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой "Третьей музыки". Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дьявольской красотой) композиции DEAD CAN DANCE уводили в путешествие по бесконечным галереям посю- и потусторонних миров. Уникальный (темброво и регистрово) вокал Лайзы послужил образцом для многих "готических" групп, сделавших акцент на женские голоса.
15.1 Medieval gothic.
Этот стиль - готика в ее собственно историческом
понимании. Группы долгое время собирают историческую информацию о
временах Средневековья, анализируеют ее и воссоздают стилистику
прошлого почти в аутентичном варианте. Иногда подражают искусству
трубадуров и менестрелей. Самый яркий представитель стиля - ATARAXIA. К
направления можно также причислить ESTAMPIE и некоторых других.
15.2 Ethno gothic.
Творчество ethno gothic групп базируется на
собранной этнической информации о какой-либо мировой культуре.
Собственно к нему и можно отнести DEAD CAN DANCE (хотя группа в своем
творчестве активно использует элементы как folk так medeival gothic),
CLANNAD, еtс. С большой натяжкой можно отнести также коллективы "на
грани" с поп-музыкой - раннее творчество ENYA. Есть также факт того,
что ethno-готикой также многие называют коллективы перешедшие грань с
поп-музыкой - ENIGMA, позняя ENYA, ERA, GREGORIANS и им подобные (хотя
скорее эти группы всего-лишь несут элементы готики в своем творчестве).
16. FOLK GOTHIC - DARK FOLK / APOCALYPTIC FOLK
Данный стиль, как и другие, "поглощенные" пограничные готике стили,
опять же является почвой для бесчисленных споров о законности его
принадлежности к готике. Да, нужно отметить, что по своей глубине и
идеологии dark folk/apocalyptic folk - полностью идеологически и
музыкально оформленный стиль, способоный существовать автономно. Но -
последние годы группы, да и сами любители dark folk/apocalyptic folk
музыки и культуры вошли в настолько тесное соприкосновение с
готик-сценой, что какие-либо границы размылись, и к началу 2000-ных
dark folk/apocalyptic folk критиками, да и общественностью был уверенно
отнесен к готике и вошел в нее как полностью автономный жанр, ни в чем
не пострадав, а скорее и выиграв от притока новой аудитории.
[DARK FOLK / APOCAPYPTIC FOLK by Anton "Christ888" Schekhovtsov]
16.1 Основатели.Первая волна: Death In June, Current 93, Sol Invictus.
Своим рождением апокалиптический фолк обязан трем группам - трем
столпам, на которых он и держался первое время: Death In June, Current
93, Sol Invictus. Так как дарк-фолк музыка достаточно харизматичная,
для дальнейшего рассказа необходимо обозначить лидеров этих групп (в
порядке упоминания в данном тексте) Даглас Пирс, Дэвид Тибет и Тони
Уэйкфорд. Даглас и Тони вместе начинали Death In June, и уже на втором
альбоме присутствует песня "Death Of The West", которая стала не только
практически самой первой апокалиптик - фолковой песней вообще, но и
сформировала определенную идеологию рассматриваемого музыкального
направления. Однако сам альбом (речь идет о "Burial" (p) 1984) был
выдержан в пост-панковом ключе, поэтому его нельзя считать
дарк-фолковым. 1986 год стал переломным сразу для двух групп - Death In
June и Current 93, - ибо именно в том году вышли их альбомы "The World
That Summer" и "Swastikas For Noddy", которые по праву можно назвать
началом эпохи апокалиптического фолка. В 1987 году к ним присоединился
и Sol Invictus со своим альбомом "Against The Modern World". Нужно
сказать, что в это время и Тибет, и Пирс, и Уэйкфорд постоянно
сотрудничали друг с другом, поэтому трудно определить, кто же все-таки
из них явился основным музыкальным идеологом направления, хотя, скорее
всего, это Даглас Пирс.
16.1.1 Корни dark folk.
Корни dark folk : industrial, post punk, experimental.
Апокалиптик-фолк своими корнями уходит в конец семидесятых - начало
восьмидесятых, так как именно тогда развился и оформился
экспериментальный 'истинный' индастриал и нойз в лице таких групп, как
Throbbing Gristle, SPK, Whitehouse. Именно их минималистичный
антимузыкальный взгляд на собственное творчество оказал огромное
влияние на идеологию основателей дарк-фолка: и Dogs Blood Order (группа
Тибета до Current 93), и Death In June в начале своей карьеры
экспериментировали со звуком. Правда, на музыку последних в большой
степени также повлияла английская волна пост-панка (Joy division, Gang
Of Four, Mission Of Burma), который также нельзя упускать из вида,
говоря о корнях апокалиптик-фолка. Кроме того, люди (большинство из
которых стали культовыми личностями каждый в своей области), с которыми
работали в то или иное время Тибет, Пирс и Уэйкфорд, тоже так или иначе
связаны с интересующим нас направлением, влияли на него, развивали и
ставили определенные вехи в его истории. Это такие люди, как Джон
Бэланс (PTV, Zos Kia, Coil), Дженезис П. Орридж (Psychic TV), Мэтт
Хауден (Sieben), Стивен Стейплтон (Nurse With Wound), Йэн Рид, Роуз
МакДауэлл (Strawberry Switchblade) и некоторые другие.
16.1.2 Dark folk лейблы [студии записи].
Практически с самого начала
начали образовываться небольшие лэйблы, которые выпускали одну - две
группы; самые известные дарк-фолковые из них - это New European
Recordings (Death In June), Durtro (Current 93) и Tursa (Sol Invictus,
L'Orchestre Noir). Они и еще несколько заинтересованных людей
организовали дистрибуцию World Serpent Distribution, которая до
недавнего времени четко ассоциировалась с апокалиптическим фолком и
была его главным неприкасаемым оплотом. Кроме трех вышеупомянутых групп
через WSD стали распространяться записи таких групп, как Coil,
Backworld, Elijah's Mantle, Fire+Ice, In Gowan Ring, The Legendary Pink
Dots, Lustmord, Neither/Neither World, Nurse With Wound и многих
других. Все они, за исключением единичных случаев представляют собой
"первый эшелон" дарк-фолка и являются эталоном стиля.
16.2 Вторая волна dark folk.
Вторая волна dark folk: Backworld, The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud, Tenhi, etc
В девяностых стали появляться группы, которые уже представили "второй
эшелон" дарк-фолка. Стиль в принципе никогда не был сепарированным от
влияния других течений и идеологий, но процессы развития музыкальной и
философской идеологии групп "второго эшелона" несколько сместился.
Случилось то, чего раньше не было с целостным стилем, кроме групп,
включивших в себя всю полноту дарк-фолка (Backworld, Ostara, The Moon
Lay Hidden Beneath A Cloud, Belborn, Hekate, Darkwood, Orplid)
появились саб-жанры:
16.3 Neo-folk.
Hagalaz' Runedance, Tenhi, Andrew King, Dave & Tony Arthur, etc.
16.4. Милитаристско-индустриальный dark folk.
Blood Axis, Der Bluharsch, tribe Of Circle, Turbund Sturmwerk, etc. Группы и наиболее характерные
для ознакомления со стилем альбомы: Blood Axxis "Gospel of inhumanity",
Der Blutarch "Der Gott der Eisen wachsen liess", Allerseelen -
"Sturmlieder", Deutsch Nepal "TimeStop...World Ending"
16.5. Оккультный (occult) dark folk.
Ordo Equitum Solis, Kirlian Kamera, etc.
...и другие, сочетающие (и, к сожалению, сочетавшие) в себе элементы
готики, средневековой музыки и городского фолка. Кроме того, английский
World Serpent Distribution стал понемногу сдавать свои позиции перед
ростом "материковых" лэйблов и дистрибуций - Tesco Distribution (сюда в
конце девяностых перешли Death In June), Eis und Licht, WKN и другие
менее крупные фирмы.
16.3. Dark folk - Заключение.
Необходимо заметить, что дарк-фолк - это
преимущественно европейская музыка. Субъективное мнение автора данной
статьи - истинный дарк-фолк возможен только в Европе, либо он должен
уходить корнями в европейские традиции. Подобная привязка к одному
континенту основана не только по праву возникновения (например,
no-wave, как музыкальный стиль, реален только в Нью-Йорке), но и на
идеологии дарк-фолка. Можно не согласиться, упомянув американские
коллективы Blood Axis, In Gowan Ring, но это скорее исключение из
правила, а кроме того, обе упомянутые группы не только не стояли у
истоков направления, но и ничего не привнесли в него, как впрочем и
Soul Whirling Somewhere и Thanatos, исполняющие качественную, но
практически безынтересную музыку.